Новости

Номер журнала «Камчатский педагогический вестник» посвящен Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

23.05.2022 00:00

Номер журнала «Камчатский педагогический вестник» посвящен Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Опыт регионов

В «Колонке редактора» ректор Камчатского института развития образования и главный редактор журнала Татьяна Скуматова отметила: «Авторы этого номера рассматривают вопросы и проблемы, связанные с воспитанием детей на основе традиций и ценностей народной культуры, изучением и сохранением языков коренных малочисленных народов, рассказывают об эффективных формах и методах организации образовательного процесса для реализации этнокультурного компонента на разных ступенях обучения».

Заведующий кафедрой родных языков, культуры и быта КМНС Камчатского ИРО А. И. Волков представил некоторые итоги проведенного в 2021 году мониторинга изучения в образовательных организациях родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае.

В статье доктора педагогических наук, доцента, главного научного сотрудника Института художественного образования и культурологии Российской академии образования (г. Москва) И. А. Лыковой «Моделирование воспитывающей культурной среды на основе национальных традиций и ценностей: по материалам авторской программы “Азбука народной культуры”» представлен аксиологический подход к созданию модели социокультурной среды для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, основу которой составляет система ценностей – личностных, семейных, национальных, общечеловеческих (универсальных). 

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детства Вологодского ИРО, соавтор программ «Мир открытий», «Теремок» (г. Вологда) Е. И. Касаткина в статье «Народная игрушка в ознакомлении дошкольников с народным искусством» рассматривает роль искусства в нравственно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено народной игрушке как устойчиво развивающемуся направлению народного искусства. В статье определены цели, задачи и раскрыто содержание методики работы педагогов по ознакомлению с искусством через использование народной игрушки, приведены примеры из практики работы педагогов Вологды.

Сотрудники кафедры родных языков, культуры и быта КМНС Камчатского ИРО (пгт Палана) – кандидат филологических наук, доцент В. Р. Дедык и старший преподаватель Р. Н. Авак – рассматривают возможности традиционного трудового, физического и нравственного воспитания коряков в образовательных учреждениях на уроках и во внеурочной деятельности; представляют обзор учебно-дидактических пособий, содержащих важные части духовного и культурного наследия эвенов – обширную документацию особенного быстринского диалекта эвенов юга Камчатки с соответствующими звуко- и видеозаписями, иллюстрирующими язык жестов собеседников.

Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и специального образования Камчатского ИРО А. А. Давиденко в статье «Использование метафоры в работе с педагогическим коллективом: на примере сказок коренных народностей Камчатки» рассматривает вопросы использования метафоры, в том числе региональной (сказки, мифы коренных народов Камчатки), в системе повышения квалификации как эффективного средства саморазвития педагога, способствующего рефлексии и возможности изменить способ видения мира и себя в нем.

Учитель английского языка Пионерской средней школы им. М. А. Евсюковой» (Елизовский район) Е. В. Шубладзе и учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 35» (г. Петропавловск-Камчатский) И. П. Асюнькина в своих статьях показывают актуальность активных форм работы с обучающимися для активизации познавательного интереса к историко-культурному наследию родного края и рассматривают деятельность школьного историко-краеведческого музея на базе школы в области этнокультурного образования. 

Полезными для читателей будут материалы «Знакомство с культурой и бытом коряков посредством цифровых технологий» Т. О. Савостиной, статья Е. И. Сибирцевой «“Камчатский”» английский: региональный компонент как способ активизации познавательной активности учащихся», представленный Г. А. Таниной и Н. С. Терентьевой опыт работы по реализации школьного проекта патриотического воспитания «Наследие Камчатского края». 

Об увлекательных играх коренных малочисленных народов Севера, впитавших силу их традиций, культуры и быта, рассказывает О. Н. Хамидулина; Д. Х. Шараева и Р. М. Гарифуллина делятся опытом работы по сохранению народных традиций и народного искусства в системе организаций дополнительного образования детей.

Много интересного об учителях родных языков читатели найдут в рубрике «Жизнь в профессии».

На цветных вкладках журнала отражен опыт работы по изучению эвенского языка в Анавгайской средней школе и детском саду «Родничок» (Быстринский район); созданию настольных игр, мультфильмов, поделок с национальным колоритом в «Точке роста» Термальненской средней школе (Елизовский район); а также успехи по духовно-нравственному развитию и воспитанию с использованием этнокультурного компонента в изостудии «Колибри» Камчатского центра развития творчества детей и юношества «Рассветы Камчатки».

Более детально ознакомиться с материалами журнала можно на сайте КГАУ ДПО «Камчатский ИРО» по ссылке: https://kamchatkairo.ru/images/institute/izdat/KPV/КПВ_2022_125_Электрон_ум.pdf.

Теги: Опыт регионов

Возврат к списку