Новости

В Саранске стартовал двухдневный межрегиональный форум учителей родных языков «Сохраним родные языки»

17.08.2022 00:00

В Саранске стартовал двухдневный межрегиональный форум учителей родных языков «Сохраним родные языки»
Опыт регионов

«Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» в целях совершенствования системы изучения и преподавания государственных и родных языков народов Республики Мордовия, формирования общегражданской и национальной идентичности, поддержки педагогических и руководящих работников системы национального образования, распространения и обобщения передового опыта в сфере изучения языков народов Российской Федерации проводит двухдневный межрегиональный форум учителей родных языков «Сохраним родные языки». В рамках работы тематических секций запланированы выступления научной и педагогической общественности, а также мастер-классы.

В форуме приняли участие представители органов государственной власти, научные сотрудники, методисты, специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, учителя родного (мокшанского, эрзянского, татарского) языка и родной (мордовской, татарской) литературы.

На пленарном заседании выступили:

−        Дугушкин Иван Кузьмич, заместитель министра образования Республики Мордовия, и Карьгин Александр Иванович, первый заместитель министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия, с приветственным словом;

−        Келеш Наталья Дмитриевна, заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации», г. Москва, с докладом «Языковое образование в поликультурной среде». Наталья Дмитриевна рассказала о проблеме социализации, о поликультурном образовании, отметив, что поликультурное образование является одним из самых приоритетных направлений в научной педагогике. Затронута тема полилингвального и билингвального образования и положительного влияния цифровых образовательных ресурсов на уроках родного языка;

−        Мишанин Юрий Александрович, председатель Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, заместитель директора НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ, с докладом «О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия». Юрий Александрович рассказал о государственной программе «Сохранение и развитие национальной культуры государственных языков Республики Мордовия и языков народов Республики Мордовия», которая рассчитана на 2022–2026 гг., и отметил ее основные мероприятия;

−        Фирсова Елена Борисовна, директор Центра гуманитарного образования ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», кандидат исторических наук, доцент, с докладом «Состояние и перспективы изучения родных языков в школах Пензенской области». Елена Борисовна рассказала об историческом, социальном и культурном опыте преподавателей родного языка Пензенской области, о духовно-нравственном воспитании обучающихся, музейно-поисковой деятельности школьников и о проекте «Культурный дневник школьника»;

−        Салмова Надежда Васильевна, главный специалист отдела общего образования Министерства образования Республики Мордовия, с докладом «Эффективность воспитательной работы в деятельности образовательных организаций Республики Мордовия: поликультурный аспект». Надежда Васильевна рассказала о конкурсах и олимпиадах по родному языку не только для школьников, но и для организаций, о формах поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, о новом УМК по мокшанскому и эрзянскому языку для 1–4 классов;

−        Азисова Надия Низаметдиновна, председатель Комиссии по вопросам образования и науки, молодежной политики, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Общественной палаты Республики Мордовия, заместитель директора ЧУ «Исламский культурный центр», г. о. Саранск, с докладом «Роль национальных общественных организаций в сохранении и популяризации родных языков». Надия Низаметдиновна рассказала об актуальной языковой политике, основных национальных мероприятиях и праздниках татар, об обмене педагогическим опытом учителей родных языков и опыте культурно-национального клуба «Бэлеш»;

−        Содномов Сономбал Цыденович, доктор педагогических наук, профессор ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, с докладом «Монолингвальная речевая среда как условие сохранения родного языка». Сономбал Цыденович рассказал об эксперименте, проведенном в дошкольных учреждениях Республики Бурятии, по созданию монолингвальной среды для детей из сельских районов и описал первые положительные результаты. Сономбал Цыденович отметил, что монолингвальная среда подходит только для детей дошкольного возраста и является залогом того, что в будущем они будут в совершенстве владеть родным языком;

−        Игнатьева Елизавета Ивановна, заведующая кафедрой марийской филологии и культурологии ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», председатель Совета Ассоциации учителей родных языков Республики Марий Эл, кандидат филологических наук, с докладом «Интеграция этнокультурной составляющей в системе дополнительного профессионального образования». Елизавета Ивановна рассказала о научно-методическом сопровождении авторских коллективов, готовящих региональные учебно-методические комплекты, об Ассоциации учителей родных языков Республики Марий Эл, основной целью которой является организация общественного обсуждения, общественной экспертизы теоретических и практических вопросов, связанных с преподаванием в республике родных языков;

−        Костин Владимир Викторович, руководитель регионального развития компании «АЙСМАРТ», с докладом «iSmart – верифицированный образовательный контент для младших школьников. ЦОК – мордовские языки». Владимир Викторович рассказал об образовательной платформе iSmart для детей. Онлайн-школа iSmart создана для самостоятельного развития ребенка в игровой форме, что позволяет изучать предметы в удобном для обучающегося темпе, повышает интерес к учебе и академические успехи. На платформе размещены курсы по мокшанскому и эрзянскому языку.

После пленарного заседания работа форума продолжилась в формате секций: «Этнокультурная образовательная среда: преемственность в формировании языковой личности», «Этнокультурный аспект образования: обучение школьников родному (татарскому) языку и родной (татарской) литературе, приобщение их к национальной культуре» и «Обобщение и трансляция практик преподавания родного языка в поликультурной и монокультурной образовательной среде».

18 августа работа форума продолжится мастер-классами учителей родных языков.

Теги: Опыт регионов

Возврат к списку