Новости

Вопросы образования детей коренных малочисленных народов в кочевых условиях (кочевое образование) – онлайн-марафон «Кочуем вместе»

28.10.2022 00:00

Вопросы образования детей коренных малочисленных народов в кочевых условиях (кочевое образование) – онлайн-марафон «Кочуем вместе»
Новости

Отделом кочевого образования филиала ФГБУ «Федеральный институт родных языков коренных народов Российской Федерации» в г. Якутске совместно с детской региональной общественной организацией «Юные оленеводы» при поддержке Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) организован круглый стол – онлайн-марафон «Кочуем вместе».

В круглом столе приняли участие главы муниципальных районов и наслегов, население которых занято традиционными видами хозяйствования (оленеводством), органы управления образованием, руководители и педагоги образовательных организаций с кочевыми структурами, активисты из числа представителей родовых общин и ассоциации коренных малочисленных народов Севера, работники образовательных организаций, депутаты и заинтересованные представители органов государственной власти, НКО.

Модератором круглого стола выступила Наталья Ситникова, заведующая отделом кочевого образования якутского филиала Института родных языков.

Участники обсудили вопросы развития традиционных отраслей хозяйствования и повышения престижа профессии оленевода и кочевой семьи на основе работы кочевых дошкольных групп и кочевых классов. На онлайн-марафоне была представлена лучшая практика погружения в культуру и язык предков в школе и лагере в кочевых условиях, учебно-методическое обеспечение с учетом региональных особенностей кочевых дошкольных образовательных организаций и кочевых общеобразовательных учреждений. Представители родительской и педагогической общественности, а также органов власти ознакомили с работой, которая проводится для решения вопросов материально-технического, финансового, научно-методического и кадрового обеспечения кочевой дошкольной группы, кочевой семейной дошкольной группы, кочевых школ.

Круглый стол Кочевые Момский.jpegВ своем выступлении Феодосия Васильевна Габышева, народный депутат парламента, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций, д-р пед. наук, отметила: «Роль кочевой школы видится в укреплении связи поколений; воспитании детей, знающих язык, традиции и культуру своего народа; подготовке их к будущей профессии. Особая заслуга кочевых школ в том, что они воспитывают в детях любовь к труду, родному краю, традиционным занятиям, сохраняя этнокультурные традиции в условиях глобализации. Это настоящая народная педагогика и школа жизни». Кочевые школы стали пионерами многих современных тенденций в образовании республики: введения индивидуальных учебных планов, тьюторского сопровождения, обучения с помощью ИКТ, дистанционного образования.

Феодосия Габышева рассказала участникам марафона о том, что в этом году восстановлена федеральная подпрограмма «Дети Арктики» в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Средства подпрограммы были направлены на организацию отдыха и оздоровления детей Севера, развитие этнокультурного образования. Необходимо расширять меры государственной поддержки кочевого образования по этой подпрограмме, а также предусмотреть мероприятия, направленные на поддержку кочевых дошкольных групп и школ, в рамках реализации Концепции воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия).

Заведующая отделом кочевого образования филиала ФИРЯ Наталья Ситникова представила результаты научных исследований, проведенных в 2019–2021 годах, рассказала о научных и учебно-методических разработках для кочевых структур, реализующих программы дошкольного и начального общего образования. В 2021 году были подготовлены программы и пособия по безопасности жизнедеятельности в кочевье, коллективная монография, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми коренных малочисленных народов. В ноябре 2022 года запущены дистанционные курсы повышения квалификации по теме «Организация образовательного процесса в условиях кочевья», на которые записались более 150 педагогов. Разработаны парциальная программа для дошкольных организаций «Мы – северяне» и методические рекомендации для семейного воспитания в условиях кочевья – они предлагаются для апробации в четырех регионах.

Развитие кочевых школ способствует сохранению целой отрасли хозяйствования, уникальной культуры, кочевых семей и родных языков малочисленных народов.

Григорий Лымарь¸ главный специалист департамента коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа и эксперт чемпионата по профессиональной компетенции воспитателей семейных кочевых дошкольных групп, рассказал, о чемпионате «ЯмалСкилс». В рамках этого мероприятия проводятся соревнования по направлениям «национальная кухня», «хозяйка чума», «обработка северной рыбы», «оленеводы» и др.

В ЯНАО кочевой образ жизни ведет 19 тыс. человек, в том числе свыше 3 тысяч детей дошкольного возраста и свыше 500 детей в возрасте до 1 года. В кочевых дошкольных группах кратковременного пребывания нужны высококвалифицированные специалисты со знанием родного языка и кочевого образа жизни. Задания чемпионата включают разработку интегрированных занятий для разновозрастной группы, подготовку театрализованных игр с анимационным показом, проектов, развивающих игр, общение на русском и родном языках.

На Ямале продолжается подготовка детей дошкольного возраста к школе с участием волонтеров из числа старшеклассников, которые обучаются в педагогических классах и в тундре проходят стажировку. Они выполняют задания педагогов в рабочих тетрадях, специально разработанных для кочевников. Кроме того, школьники старших классов в рамках чемпионата «ЯмалСкилс» получают новые компетенции в других отраслях – в энергетике, традиционных видах хозяйствования

Руководитель НКО «Юные оленеводы» Валентина Фазульянова рассказала о работе организации – сохранении и развитии традиционных знаний, национального достояния, духовного наследия и этнической самобытности. Задача НКО – формирование у обучающихся социально значимых, полезных компетенций, необходимых в повседневной жизни, и социальное становление личности в родной этнокультурной среде в условиях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера и Арктики. В 2020 году «Юные оленеводы» стали победителями конкурса на грант Президента РФ с проектом «Я – оленевод». С тех пор НКО активно участвует в конкурсах, получая финансовую поддержку на реализацию проектов, и приглашает присоединиться к детскому общественному движению «Юные оленеводы».

О работе кочевой школы «Мэрлэнкэ» при Кустурской средней общеобразовательной школе имени И. Н. Слепцова Эвено-Бытантайского национального улуса Республики Саха (Якутия) рассказала Валентина Колесова, заместитель директора по производственной работе. «Школа несет ответственность за качество общего образования, и поэтому мы работаем по образовательным стандартам. Учтены и разработаны все преемственные документы по образовательному процессу от дошкольного периода до среднего общего образования. Разработаны основная образовательная программа кочевой группы, индивидуальные образовательные маршруты для каждого ученика, расписание уроков для выезжающих и другие документы». Школа обеспечивает допрофессиональную подготовку обучающихся, реализуя общеразвивающие программы по традиционным отраслям хозяйствования коренных народов Севера. В этом году почти весь восьмой класс выехал в оленеводческое хозяйство. Из них четверо детей являются хорошистами учебы, двое детей – участники Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее», трое детей – участники республиканского соревнования «Игры детей Арктики», а остальные дети – призеры различных предметных олимпиад, спортивных соревнований и конкурсов. Приобретенные навыки дают хороший результат. Слеты школьников в рамках детского движения «Юные оленеводы» становятся традиционными и поддерживаются различными учреждениями. Например, квадрокоптер – приз отдела кочевого образования ФИРЯ – дети применяют в оленеводческой работе: дрон помогает отслеживать кочевье оленей.

Участников онлайн-марафона «Кочуем вместе» приветствовали дети из кочевой школы Оксаны Громовой из Улахан-Чистая. Опытом работы по сохранению родных языков и кочевого образования поделились глава Момского района Дмитрий Аммосов и коллективы Улахан-Чистайской, Момской и Соболохской школ района, директор Борогонской агрошколы Булунского района Жанна Осипова, заместитель директора Юрюнг-Хаинской агрошколы Суруяна Неустроева, методист эвенского языка Себян-Кюельской школы Кобяйского улуса Зоя Степанова и другие.

О субсидировании доступа к интернету кочевых школ и летних лагерей на стойбищах высказались Елена Христофоровна Голомарева, председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, народный депутат парламента, представители Оленекского национального эвенкийского района: Мария Николаева, Ольга Аммосова, Прасковья Степанова. Депутат районного совета Мария Христофоровна Николаева внесла предложение о дополнительном субсидировании питания детей в кочевых дошкольных группах и в летних кочевых школах, а также отметила перспективы обучения детей IT-технологиям для использования в традиционных отраслях, привлечении молодежи к кочевому образу жизни.

Людмила Николаева, заместитель директора по ВР МКОУ «Тянская СОШ им. И. Н. Кульбертинова» Олекминского района РС (Я) с. Тяня, выступила с докладом «Создание условий для развития родного эвенкийского языка и культуры в период летнего отдыха детей».

Затем Михаил Александрович Погодаев, заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), и Алевтина Петровна Аргунова, первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия), ответили на вопросы участников круглого стола и высказали свое мнение о необходимости дальнейшей работы по поддержке родных языков коренных малочисленных народов Севера, решении вопросов материально-технического, учебно-методического, финансового и кадрового обеспечения кочевого образования.

Всего в круглом столе очно приняли участие 170 педагогов, обучающихся школ и студентов, заочно – 540. Полная запись выступлений размещена по адресу https://vk.com/video-207896679_456239149.


Теги: Новости

Возврат к списку