Новости

Межрегиональная научно-практическая конференция «Дети Арктики. Кочевое образование: настоящее и будущее» прошла 1 декабря 2022 г.

05.12.2022 00:00

Межрегиональная научно-практическая конференция «Дети Арктики. Кочевое образование: настоящее и будущее» прошла 1 декабря 2022 г.
Новости

На конференции обсуждались качество и доступность дошкольного, общего и дополнительного образования в арктических регионах Российской Федерации, ресурсное сопровождение, определение содержания программ, методических рекомендаций, материалов с учетом социокультурных и региональных условий. Участники конференции Эвенкии и Таймыра Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов рассказали об особенностях изучения культурного наследия, родных языков коренных народов, социализации детей, формирования духовно-нравственных ценностей, воспитания гражданской идентичности детей Арктики, в том числе в условиях кочевого образа жизни. Модератором конференции выступила Наталья Ситникова, заведующая отделом кочевого образования якутского филиала ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации».

Участники конференции обсудили вопросы комплексного развития кочевого образования, организации социально-педагогической партнерской деятельности организаций, расположенных в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Рисунок1.png

Определены главные направления развития системы образования в условиях кочевья:

-       педагогическое обеспечение образования в арктических регионах;

-       перспективы развития образования детей коренных малочисленных народов в условиях цифровой трансформации экономики и глобализации.

По итогам конференции было решено в дальнейшем проводить работу по обновлению и совершенствованию содержания образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений в соответствии с новыми реалиями жизни – интеграцией традиционных отраслей и современных инновационных достижений, рациональным использованием природных ресурсов, социальной политикой, направленной на сохранение традиционного образа жизни коренных народов.

Решение социальных проблем коренного населения тесно связано с созданием кочевых школ, детских садов с кочевыми дошкольными группами, кочевых семейных групп, учебно-методическим сопровождением дошкольного и школьного образования детей из кочевых семей, подготовкой кадров для организации образования в кочевых условиях и повышением квалификации педагогов, межведомственным взаимодействием как внешней образовательной средой для социализации детей в условиях погружения в родную культуру и родные языки коренных малочисленных народов Севера.

С приветственными словами выступили Феодосия Габышева, доктор педагогических наук, профессор, народный депутат парламента, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций, Оксана Рыжкова, начальник отдела этнокультурного образования КМНС Департамента образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Дети с оленями Якутия.jpg

Заведующая отделом кочевого образования Наталья Ситникова выступила с докладом «Современное состояние и перспективы развития кочевого образования». Она отметила специфические особенности организации образования детей в условиях кочевья, перспективы его развития в соответствии с реалиями современной жизни.

Алла Николаева, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, ознакомила участников конференции с системами образования кочующих народов за рубежом.

Большинство участников выступили по проблемам дошкольного образования детей из кочевых семей. С докладом «Учебно-методическое обеспечение дошкольных образовательных организаций, ведущих работу с детьми из кочевых семей» выступил кандидат педагогических наук, ведущий специалист-эксперт отдела кочевого образования Гавриил Федоров. Он ознакомил участников с итогами разработки и апробации парциальной программы «Мы – северяне» для дошкольного образования и методических рекомендаций по семейному воспитанию. В программе важную роль играют практические занятия с продуктивной деятельностью. На занятиях образовательные ситуации тесно переплетаются с реальной жизнью кочевого народа, дошкольники оттачивают свои навыки не в специально созданных, а в естественных условиях. Он отметил, что отделом кочевого образования разработаны методические рекомендации по повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, организационной работы кочевых детских садов, в том числе по созданию речевой среды родного языка.

О региональных особенностях дошкольного образования для кочевого населения (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) рассказала Александра Терёхина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Арктического научно-исследовательского стационара Института экологии растений и животных УрО РАН, г. Лабытнанги. В своем докладе Меретя Тусида, учитель родного (ненецкого) языка и литературы МБОУ «Сеяхинская школа-интернат» Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа представила информацию о предшкольной подготовке детей в летней кочевой школе «Ингудотако». Татьяна Савлепова, руководитель Центра развития эвенков Красноярского края, Степанида Чапогир, преподаватель КГБПОУ «Эвенкийский многопрофильный техникум», Виктория Поликаренок, воспитатель детского сада «Чипкан», п. Суринда Эвенкийского муниципального района Красноярского края, представили опыт развития этнокультурной модели дошкольного образования в Эвенкии. Надежда Лебедева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования АОУ ДПО РС (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского – II», в своем докладе отметила работу сетевого сообщества педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой коренных народов Якутии. Педагог дополнительного образования, наставник кочевой школы «Күөнэлэкээн» Оленекского района Республики Саха (Якутия) Клара Кириллова представила видеоролик из истории кочевой школы «Күөнэлэкээн» (действует с 1991 г.), который вызвал большой интерес участников конференции.

Рисунок2.png

Об особенностях погружения в родную культуру в кочевой семейной дошкольной группе рассказала Ольга Аммосова, заместитель директора по дошкольному образованию МБОУ «Харыялахская СОШ им. Х. А. Христофорова» – детский сад «Кэрэчээнэ» с. Харыялах Оленекского района Якутии. Важность сохранения родного (эвенского) языка отметила в своем выступлении Уяндина Тарабукина, учитель эвенского языка МКОУ «Березовская национальная СОШ имени В. А. Роббек» Среднеколымского района Республики Саха (Якутия). Об обучении русскому языку как неродному на примере школ Приуральского района рассказала Марина Лапина, специалист по учебной работе МКУ «Ресурсно-методический центр развития образования Приуральского района» Ямало-Ненецкого автономного округа.

Алёна Иванова, кандидат педагогических наук, ведущий специалист-эксперт отдела кочевого образования, представила доклад «Организация курсов повышения квалификации для педагогов арктических регионов Российской Федерации», в котором описала организацию и проведение курсов, а также проведение мониторинга, позволяющего определить необходимость проведения курсов среди учителей, работающих в местах компактного проживания КМНСС и ДВ РФ.

В своем докладе Светлана Сигуней, преподаватель родных языков КГБПОУ «Таймырский колледж» Красноярского края обозначила специфику подготовки кадров для развития экономики северных и арктических территорий Российской Федерации в контексте изучения родных языков коренных малочисленных народов Красноярского края.

По итогам конференции будет выпущен электронный сборник межрегиональной научно-практической конференции «Дети Арктики. Кочевое образование: настоящее и будущее».


Теги: Новости

Возврат к списку