Новости

Якутский филиал ФГБУ «ФИРЯ» провел круглый стол «Родные языки коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия): проблемы и перспективы изучения».

24.03.2023 00:00

Якутский филиал ФГБУ «ФИРЯ» провел круглый стол «Родные языки коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия): проблемы и перспективы изучения».
Мероприятия
Круглый стол «Родные языки коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия): проблемы и перспективы изучения» организован Якутским филиалом ФГБУ «ФИРЯ» совместно с Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и ГБОУ «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» в рамках форума арктических и северных районов Республики Саха (Якутия), приуроченного к Году педагога и наставника в Российской Федерации.
Модераторами выступили: Ситникова Н.В., зав. отделом кочевого образования, Леханова Ф.М., зав. отделом учебной литературы и цифровых ресурсов, член правления Ассоциации преподавателей родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Участниками мероприятия стали более 100 представителей из 20 арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) с традиционным проживанием коренных малочисленных народов Севера.
На круглом столе были обсуждены вопросы по следующим направлениям:
- лучшая практика организации изучения родных языков и литературы;
- создание условий для образования на родном языке и изучения родных языков;
- разработка учебно-методических комплектов, методических пособий, электронных ресурсов нового поколения;
- перспективы цифровой трансформации в сфере обучения родным языкам и литературе;
- вопросы развития кадрового потенциала.
Круглый стол начался с выступления первого заместителя министра образования и науки РС (Я) Аргуновой А.П. о необходимости площадки для разговора о проблемах родных языков, подготовке к 1 республиканскому съезду учителей по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера Якутии. О деятельности Якутского филиала ФГБУ «ФИРЯ» в области родных языков, о новых проектах ознакомила и.о. директора, кандидат педагогических наук Васильева Н.Н. Например, об участии в разработке федеральных рабочих программ, учебников по родным языкам коренных малочисленных народов Севера, запуске детских проектов на родных языках совместно с национальным фондом возрождения «Баргарыы» при главе Республики Саха (Якутия) и НВК «Саха».
О Годе родного языка в муниципальном районе рассказала Николаева М.И., заместитель начальника МКУ «Оленекское районное управление образования» МР «Оленекский эвенкийский национальный район» и озвучила проблему разработки примерных технологических карт уроков (поурочных планов) по родным языкам народов Севера. 2023 также признан Годом родного языка в Томпонском национальном (эвенском) наслеге (с. Тополиное). Участников круглого стола заинтересовало выступление главы Балановой Л.С. о том, как в селе развивают речевую среду на родном языке, начиная с семьи, детского сада, школы. Также проводят конкурсы на родном языке в учреждениях, хотят издать сборник молодых писателей, словарь и др. Любовь Сергеевна отметила, что надеется на позитивные результаты Года родного языка.
Долгунова А.В., учитель эвенкийского языка МБОУ «Харыялахская СОШ им. Х.А. Христофорова» МР «Оленекский эвенкийский национальный район», добавила, что только малая часть родителей изъявляет желание обучать своих детей родному языку; в школьных библиотеках отсутствуют словари, учебники, художественная литература на родных языках для учащихся среднего звена. Также она отметила о необходимости работы с одаренными детьми с выездом в летние лагеря для владеющих родным языком, создания фонда для поддержки учащихся, имеющих особые успехи в обучении родному языку.
С культурно-образовательными проектами ознакомила Руфова М.Н., директор ГБОУ «ЭШИ «Арктика» г. Нерюнгри. Макарова К.И., методист школы-интерната, в своем выступлении указала, что должны быть изданы новые учебники для старших классов, стимулирование людей, занимающихся изучением родных языков в качестве самообразования
Далее Тарабукина У.П.,учитель эвенского языка МКОУ «Березовская НСОШ имени В.А. Роббек» Среднеколымского района, рассказала об учебно-методических пособиях по эвенскому языку и литературе и высказала пожелание, что нужны учебники и словари для среднего и старшего звена. Кроме того, требуются переиздания имеющихся словарей, разговорников.
Наибольший интерес вызвало выступление Неустроевой С.В., директора МБОУ «Юрюнг-Хаинская СОШ» Анабарского района, о вопросах сохранения и развития долганского языка и традиционного уклада жизни, в заключение которого она отметила, что учителям родных языков надо придать определенный статус с выделением доплаты к заработной плате, так как это уникальные специалисты, можно сказать, «штучный товар», вовлеченные в этнокультурную деятельность не только школ или детских садов, но и населенных пунктов в целов.
Колесова В.Е., директор МОУ «Оленегорская СОШ» Аллаиховского улуса, поведала о проблемах и путях их решения при обучении детей, не владеющих родным языком, и предложила включить всех носителей, учителей родных языков в программы государственной поддержки, например в ипотечные, запустить программу по аналогии с программой «Учителя Арктики», но для учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера.
Интересным было выступление Максимовой А.В., заместителя директора по воспитательной работе, Константиновой Л.И., учителя эвенкийского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат имени Г.М.Василевич» с. Иенгра Нерюнгринского района, о создании в образовательной организации развивающей речевой среды на родном языке, где в качестве примеров они рассказали о переводах сказок, современных песен на эвенкийский язык и организации конкурсов между предприятиями.
Татаева А.Н., дистанционный учитель юкагирского языка ЭШИ «Арктика» г. Нерюнгри, представила учебно-методические комплекты и проекты федеральных рабочих программ по тундренному юкагирскому языку, литературному чтению для начальной школы, которые также вызвали неподдельный интерес участников круглого стола. Дарья Отторо, педагог дополнительного образования по чукотскому языку и культуре МКОУ «Черская СОШ»МР «Нижнеколымский район», предложила переиздать имеющиеся учебники и создать методику обучения чукотскому языку для детей, слабо владеющих родным языком.
В завершении работы круглого стола в форме свободного микрофона состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам языкового образования коренных малочисленных народов Севера. Участники круглого стола с одобрением отнеслись к информации о 1 съезде учителей по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера Якутии, новых проектах молодых специалистов и поддержали тезис Неустроевой С.В. из Анабарского района о том, что «нужно придать определенный статус учителям родного языка коренных малочисленных народов, если мы теряем учителя, то теряем наше будущее: язык, культуру, целый народ».
Модераторы круглого стола отметили определенный прогресс в дошкольном образовании на родном языке, участники представили масштабные и оригинальные проекты по организации взаимодействия педагогов с семьями и населением, молодых специалистов с наставниками, что особенно значимо в Год педагога и наставника. Участники высказали мнение, что в кочевье создаются благоприятные условия для передачи традиционных знаний и родных языков подрастающему поколению.
Все предложения выступивших включены в рекомедации круглого стола по блокам: 1) учебно-методическое обеспечение, 2) материально-техническое обеспечение и финансовая поддержка по Государственной программе развития и сохранения языков коренных народов РС (Я), 3) развитие кадрового потенциала учителей и воспитателей с родным языком коренных малочисленных народов.

Теги: Мероприятия

Возврат к списку