Новости

ЯКУТСКИЙ ФИЛИАЛ ФГБУ «ФИРЯ» ПРОВЕЛ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР «ЭВЕНКИЙСКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ»

18.04.2023 00:00

Мероприятия
Республиканский семинар «Эвенкийский язык и культура в системе общего и дополнительного образования: анализ современной ситуации и пути решения проблем» был организован Якутским филиалом ФГБУ «ФИРЯ» и республиканской общественной организацией «Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия)». Координатором выступил отдел учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов Якутского филиала ФГБУ «ФИРЯ». Модераторами семинара были Леханова Феня Матвеевна, заведующий отделом учебной литературы и ЦОР, член Исполкома Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и Дьяконова Мария Петровна, ответственный секретарь Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия), кандидат филологических наук, младший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук.
Участниками мероприятия стали более 54 человек из Алданского, Булунского, Жиганского, Кобяйского, Мирнинского, Нерюнгринского, Олекминского, Оленекского, Среднеколымского, Усть-Майского, Эвено-Бытантайского районов и города Якутска Республики Саха (Якутия), а также были представители из Камчатского края.
В работе семинаре приняли участие главы наслегов, директора школ, заместители директоров по учебной части и воспитательной работе, руководители этнокультурных центров, лидеры общественных организаций, языковые активисты, учителя родного языка и литературы, учителя начальных классов, воспитатели дошкольных образовательных организаций, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).
На семинаре были обсуждены вопросы по следующим направлениям:
1. Переход на обновленные ФГОС и ФОП начального, основного и среднего общего образования.
2. Состояние преподавания эвенкийского языка в образовательных организациях: реалии и перспективы.
3. Из опыта успешных практик обучения эвенкийскому языку в системе школьного и дополнительного образования.
4. Эвенкийский язык. Язык моего народа. Как сохранить свой родной язык и передать будущим поколениям?
Семинар начался с выступления Васильевой Надежды Николаевны, кандидата педагогических наук, и.о. директора Якутского филиала ФГБУ «ФИРЯ», которая рассказала о результатах деятельности филиала в области развития родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Надежда Васильевна отметила важность совершенствования содержания и методов обучения родному языку и литературе в условиях перехода на обновленные ФГОС и ФОП начального, основного и среднего общего образования; подготовки научно-педагогических кадров по методике преподавания эвенкийского языка и литературы и авторов учебников и учебных пособий. Кроме того, она подчеркнула необходимость определения статуса учителей родных языков народов Севера, создания условий для их профессионального роста, разработки концепции преподавания родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Приветственное слово от Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия) было представлено Дьяконовой Марией Петровной, ответственным секретарем ассоциации. Она ознакомила участников семинара с деятельностью ассоциации в области сохранения и развития родного языка.
Марфусалова Августа Дмитриевна, председатель Совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), кандидат философских наук, отметила, что для сохранения родного языка и передачи его будущим поколениям нужно создать эвенкийскую языковую среду в семье и обществе. Родной язык нужно использовать в повседневной жизни, старшее поколение должно передавать свой опыт и знания молодому поколению. При этом опорой могут стать традиционные виды хозяйствования (охота, рыболовство, оленеводство и др.). Также Августа Дмитриевна высказала свое пожелание, что языковую среду в населенных пунктах нужно формировать на эвенкийском языке: писать на родном языке названия улиц, школ, магазинов, больниц и др.
 Ситникова Наталья Васильевна, заведующая отделом кочевого образования Якутского филиала ФГБУ «ФИРЯ», ознакомила слушателей с изменениями в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», с новыми терминами, такими как «федеральные основные образовательные программы» (ФООП) вместо «примерные основные образовательные программы» (ПООП), «федеральные учебные планы» (ФУП) вместо «примерные учебные планы» и «федеральные рабочие программы» по предметам.
 О развитии этнокультурного образования, сохранении и популяризации эвенкийского языка и культуры рассказала Руфова Мария Николаевна, директор ГБОУ РС (Я) «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» (г. Нерюнгри).
Макарова Клавдия Иннокентьевна, учитель эвенкийского языка ГБОУ ЭШИ «Арктика», рассказала об опыте применения техники интервального повторения при обучении эвенкийскому языку в основной школе. Также Клавдия Иннокентьевна отметила целесообразность трансляции населению интервью с известными людьми, которые являются носителями языка и культуры, с целью их пропаганды и популяризации в средствах массовой информации, в том числе и в социальных сетях.
Попова Оксана Владимировна, директор, Маркова Татьяна Владимировна, заместитель директора по учебной части МОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат Г.М. Василевич» с. Иенгра Нерюнгринского района, поделились опытом изучения эвенкийского языка и литературы в образовательной организации, где на изучение эвенкийского языка отводится два часа и один час на родную литературу.
О проведении Года эвенкийского языка в Оленекском районе проинформировала Николаева Мария Ивановна, заместитель начальника МКУ «Оленекское РУО». Мария Ивановна подчеркнула необходимость разработки и издания современной учебно-методической литературы для основной школы, а также совершенствования методики обучения, соответствующей требованиям обновленного ФГОС, уровню владения языком и возрасту обучающихся (если в семье не говорят на родном языке, то методика должна быть для детей, не владеющих родным языком).
Долгунова Антонина Васильевна, учитель эвенкийского языка МБОУ «Харыялахская средняя общеобразовательная школа имени Х.А. Христофорова» с Харыялах Оленёкского района, выступила с докладом «Об использовании на уроках дидактических игр на эвенкийском языке».
Большой интерес участников семинара вызвала видео-презентация Васильевой Светланы Владимировны, директора этнокультурного центра «Эян» им. В.С. Еноховой из с. Иенгра Нерюнгринского района, о популяризации эвенкийского языка и культуры в своем районе и наслеге.
Килик Маргарита Анатольевна, председатель Ассоциации учителей родных языков, литературы и культуры КМНС Камчатского края, поделилась опытом работы разговорных семейных клубов «Палитра родных языков Севера Камчатки», где наставники обучают родному языку детей от 6 до 17 лет, а эксперты оценивают результаты обучения.
Ушницкая Наталья Юрьевна, кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела северной филологии ИГИиПМНС СО РАН, рассказала о курсах по изучению эвенкийского языка «Эвэдыт турэткэллу» («Говорите по-эвенкийски»), о том, что необходимо привлекать слушателей, особенно молодежь. Колесова Светлана Дмитриевна, пенсионерка, рассказала о том, как ее сильное желание изучить родной язык воплотилось в жизнь, благодаря этим курсам.
О роли родного языка в формировании личности молодежи представили Саввина Альбина Афанасьевна, выпускница ЭШИ «Арктика», студентка второго курса Института естественных наук СВФУ имени М.К. Аммосова; Степанова Юлия Гаврильевна, магистрант второго курса исторического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова.
Все выступающие говорили о том, что важно использовать родной (эвенкийский) язык не только в условиях общения в образовательных организациях, в кругу семьи и друзей, но и в условиях виртуального общения в сети интернет, в социальных сетях. Для этого необходимы такие условия, как наличие эвенкийского шрифта. Отметили, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей, которые бы содействовали сохранению, развитию родного языка и культуры.
Участники семинара высказали свое мнение о важности сохранения преемственности образования (семья, дошкольное и школьное образование). Подчеркнули, что особое внимание необходимо уделить формированию и развитию разговорной речи детей в период обучения в школе; созданию речевой среды, которая положительно влияет на формирование и развитие устной и письменной речи обучающихся на родном языке, стимулирует к речевым высказываниям (например, писать на эвенкийском языке названия кабинетов, содержание стендов, объявления, плакаты и др.). Также отметили, что нужно создать районные методические объединения учителей эвенкийского языка и литературы, воспитателей детских садов, осуществляющих свою деятельность на родном языке (или усилить работу уже существующих), где педагоги могут поделиться успешными практиками и получить методическую помощь; объединить усилия глав наслегов, начальников управлений образования, администрации школ и детских садов, этнокультурных центров, родительской общественности в решении проблемных вопросов сохранения и развития родного языка.

Теги: Мероприятия

Возврат к списку