Новости

И.о. директора ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» И.В. Новокрещенов принял участие в межрегиональной конференции «Кочевье: создание условий для сохранения и развития языков коренных малочисленных народов».

24.04.2023 00:00

Мероприятия

20 апреля 2023 года отделом кочевого образования Якутского филиала ФГБУ «ФИРЯ» проведена межрегиональная научно-практическая конференция по вопросам образования детей в условиях кочевья в плане создания условий для сохранения и развития родных языков коренных малочисленных народов.

В работе конференции, которая проходила в онлайн формате, приняли участие 100 человек из 8 регионов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Амурская область, Камчатский, Красноярский, Хабаровский края, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа и г. Москва. Модератором выступила Ситникова Наталья Васильевна, заведующий отделом кочевого образования Якутского филиала ФГБУ «ФИРЯ».

На конференции были рассмотрены вопросы по следующим направлениям:

– педагогическое обеспечение образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

– создание условий для сохранения и развития родных языков коренных малочисленных народов;

– развитие инновационной проектной и исследовательской деятельности детей и педагогов;

– учебно-методическое сопровождение дошкольного и школьного образования детей коренных малочисленных народов, в том числе на родных языках;

– педагогическое мастерство и опыт наставничества по актуальным вопросам кочевого образования;

–подготовка кадров для организации образования в кочевых условиях и повышение квалификации педагогов;

– создание условий для развития детей и повышения качества образовательной деятельности;

– перспективы развития образования детей коренных малочисленных народов в условиях цифровой трансформации экономики и глобализации. 

Конференция началась со вступительного слова Новокрещенова И.В., и.о. директора ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации». Илья Владимирович обозначил, что в настоящее время наблюдается этап возрождения кочевых школ. Он ознакомил участников конференции с особенностями кочевого образования в историческом аспекте, также –  с современным состоянием образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, в регионах Российской Федерации – Амурской области, Ямало-Ненецком автономном округе, отметил позитивный опыт Республики Саха (Якутия) в этой области. Илья Владимирович подчеркнул, что вопросы кочевого образования можно решить через плотную связь с семьей для достижения задач по качественному развитию преподавания в кочевых школах. Также он заметил, что, несмотря на трудности материально-технической базы и финансово-экономического обеспечения, кочевая школа остается востребованной формой дошкольного и начального общего образования. В своем выступлении указал, что при решении ключевых вопросов кочевого образования нужны инструменты, формы работы, необходимые для сохранения и развития родных языков и культур, преемственности между поколениями. В настоящее время особо актуальными, по мнению Ильи Владимировича, остаются вопросы разработки учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, обучения педагогов кочевых образовательных организаций современным технологиям обучения, использования цифровых методов.  В заключение он выделил, что необходимо искать интересные решения, с одной стороны, укоренять традиции, с другой стороны, смотреть в будущее и искать новые полезные инструменты, механизмы, которые обязаны решать главную задачу в образовательной сфере – получение качественного образования вне зависимости от места проживания ребенка.

Аргунова А.П., первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия), в своем выступлении ознакомила с нормативно-правовой базой функционирования кочевых школ, родовых общин, проектом распоряжения правительства республики, определяющим перечень оснащения оборудованием кочевых школ, рекомендуемый список учебно-методической литературы, который в данное время находится на уровне согласования. Далее Алевтина Петровна рассказала о мероприятиях, проведенных в рамках образовательного форума арктических и северных районов Республики Саха (Якутия), высказала пожелание о создании новых моделей кочевого образования с учетом наработанного опыта республики, проинформировала о предстоящем республиканском съезде учителей по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера Якутии.

Погодаев М.А., заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), специальный представитель российского председательства в Арктическом совете по вопросам коренных народов и сотрудничества по линии регионов, кандидат экономических наук, отметил специфику кочевого образования как основу для сохранения традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Указал обстоятельства, препятствующие повсеместному распространению моделей кочевого образования и охвату большего количества кочевых семей, а именно: отсутствие законодательных механизмов регламентации образовательной деятельности с учетом специфики обучения детей в кочевых условиях, когда речь идет о разработке отдельных требований к обучению детей, требования к кочевым детским садам и школам должны иметь свои принципиальные особенности, отличные от требований к стандартным школам. Подчеркнул о необходимости разработки новых современных методик обучения и воспитания детей с учетом особенностей кочевого образа жизни, учебников, учебных пособий, адаптированных для таких детей и учитывающих социально-культурные особенности проживания в кочевых условиях; обеспечения кочевых школ современным оборудованием и интернет связью с целью преодоления цифрового неравенства в образовательных организациях Арктической зоны. Михаил Александрович заметил, что в области подготовки педагогических кадров нужна разработка единого профессионального стандарта педагога кочевой школы, меры мотивации учителей родных языков, в том числе наставников из числа носителей культуры и родных языков коренных малочисленных народов Севера. Кроме того, заместитель министра указал на то, что должна быть интеграция, комбинированная система по вопросам кочевых школ и школ-интернатов с тем, чтобы у кочевых семей был оптимальный выбор между этими формами организации обучения.

Тему организации обучения детей, находящихся в отрыве от традиционного семейного уклада, продолжила в своем выступлении Тнескина М.Н., заведующая отделом этнопедагогических технологий ГАУ ДПО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации», которая рассказала о пришкольном интернате как территории сохранения родного языка. Маргарита Николаевна ознакомила со схемой взаимодействия организаций (библиотека, интернат, музей, дом культуры) с образовательной организацией «Школа-интернат» по созданию условий сохранения и развития родных языков.

Доклад об опыте работы учителя кочевой школы с. Усть-Нюкжа Тындинского муниципального округа Амурской области Васильевой С.А., составленный при поддержке Морозовой О.Н., доктора филологических наук, зав. кафедрой иностранных языков, научного сотрудника лаборатории экспериментально-фонетических исследований Амурского государственного университета, представила Кравец Т.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Амурского государственного университета. В своем выступлении Татьяна Владимировна отметила, что модель кочевого образования уникальна и является альтернативным северным типом регионального школьного образования, функционирующим в условиях тайги и обеспечивающим высокое качество знаний в рамках кочевого обучения родным языкам, культуре и традиционным знаниям.

Далее с докладами выступили представители Таймырского муниципального казенного учреждения «Информационный методический центр» Красноярского края: методист Григорьева Г.А. рассказала о сохранении и развитии родного языка коренных малочисленных народов Таймыра через реализацию муниципального проекта «Языковое гнездо»; заместитель директора Жовницкая С.Н. – об истории развития учебно-методического сопровождения дошкольного и школьного образования детей Таймыра на нганасанском языке.

Величко Н.И., кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин АУ ДПО ХМАО«Институт развития образования», ознакомила участников конференции с этнокультурной, языковой, региональной составляющей коренных этносов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Тусида С.И., руководитель центра развития этнокультурного образования и региональных проектов ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования», представила доклад «Разработка заданий для Всероссийской олимпиады школьников по родным языкам» с точки зрения оценки достижений детей в изучении родных языков.

Большой интерес участников конференции вызвало выступление педагогов, методистов, работающих в кочевых условиях. Так, опытом работы в кочевой школе при МБОУ «Себян-Кюельская СОШ имени П.А. Ламутского» Кобяйского района Республики Саха (Якутия) поделилась учитель кочевой школы Захарова Н.Д., вместе со своим наставником, методистом Степановой З.А. Наталья Денисовна обозначила результаты работы и озвучила проблемы, связанные с материально-технической базой. Зоя Афанасьевна назвала условия сохранения родных языков коренных народов Севера, сказала о необходимости создания кочевой школы для организации обучения детей без отрыва от семьи и сохранения традиционных занятий.

Далее выступили учителя МБОУ «Русскинская СОШ» Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа Сайнакова Т.А. и Орехова А.Н.: Татьяна Андреевна представила тему учебно-методического сопровождения дошкольников стойбищной школы-сад; Анжелика Николаевна – вопросы развития навыков исследовательской деятельности обучающихся.

О сохранении и развитии долганского языка и традиционного уклада жизни в МБОУ «Юрюнг-Хаинская СОШ» Анабарского района Республики Саха (Якутия) рассказала Туприна П.И., заместитель директора, учитель долганского языка и литературы.

В завершении работы конференции выступили ведущие специалисты-эксперты отдела кочевого образования Якутского филиала ФГБУ «ФИРЯ», кандидаты педагогических наук – Иванова А.В., Федоров Г.М. Алёна Васильевна ознакомила с новыми проектами: межрегиональным конкурсом ЭОР к парциальной программе дошкольного образования и республиканским конкурсом видеороликов «Кочевье глазами детей»; представила итоги курсов повышения квалификации «Организация образовательного процесса в условиях кочевья». Гавриил Михайлович отметил особенности использования парциальной программы «Мы – северяне (кочевники)» в дошкольных организациях с учетом возраста и форм проведения занятий на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Участники межрегиональной научно-практической конференции отмечают актуальность проблемы кочевой школы в плане погружения в родной язык, культуру, традиционный уклад жизни детей коренных малочисленных народов, необходимость распространения уникального опыта кочевого образования с созданием определенных условий по использованию в образовательном процессе имеющихся традиций и новых инструментов и механизмов работы. Также отметили актуальность законопроекта о кочевом образовании, внесенного на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации в 2023 г.

С материалами конференции можно ознакомиться здесь https://vk.com/video-207896679_456239625

Теги: Мероприятия

Возврат к списку