Новости

Состоялся Межрегиональный круглый стол «Речевая среда на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: опыт и перспективы»

27.04.2023 00:00

Мероприятия

25 апреля 2023 года филиалом ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» в г. Якутске проведён Межрегиональный круглый стол «Речевая среда на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: опыт и перспективы», приуроченный к Международному десятилетию языков коренных народов (2022-2032 гг.).

Круглый стол в онлайн-формате собрал представителей 10 северных регионов России – от Чукотского автономного округа до Мурманской области, в частности, представителей образовательных организаций, расположенных в 19 населённых пунктах. Участники – носители алеутского, долганского, чукотского, ительменского, корякского, кумандинского, нганасанского, ненецкого, саамского, эвенкийского, эвенского и хантыйского языков. Модератором выступила Найденова Елена Александровна, ведущий специалист-эксперт отдела полилингвального образования.



И.о. директора Федерального института родных языков народов Российской Федерации Новокрещенов Илья Владимирович в своем приветственном слове подчеркнул степень важности сохранения языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и сбалансированность в изучении государственного и родного языков в образовательных организациях страны.

С направлениями деятельности отделов филиала по сохранению языков коренных малочисленных народов ознакомила и.о. директора Якутского филиала ФГБУ «ФИРЯ» Васильева Надежда Николаевна. Участники узнали также о работе, которая проводится в области создания в детских садах и школах развивающей речевой среды на родных языках.

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рисунок6.jpg


Ведущий специалист-эксперт отдела полилингвального образования Найденова Елена Александровна представила присутствующим практики по изучению языков малочисленных этнических групп, позиционируемые международным сообществом как успешные, и авторскую методическую систему и модель «Север-Стрим», направленные на создание развивающей речевой среды на языках коренных малочисленных народов во внеурочной деятельности.

Методист этноязыкового образования ГАУ ДПО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации» Выквырагтыргыргына Лариса Сергеевна презентовала проект «Вэтгав. Уроки чукотского», реализуемый педагогами школ и сотрудниками культурных центров Чукотского автономного округа при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда социального развития «Купол». Результатом реализации данного проекта стало создание цикла видеоуроков по чукотскому языку длительностью по 40-45 минут.

О формах изучения чукотского языка на уроках и создании речевой среды во внеурочной деятельности через проведение региональных олимпиад по краеведению, сельских праздников на чукотском языке рассказала Нитоургина Екатерина Юрьевна, учитель чукотского языка Центра образования села Инчоун из Чукотского автономного округа.

Сразу трое выступающих представили Камчатский край. Килик Маргарита Анатольевна, председатель Ассоциации учителей родного языка, литературы и культуры малочисленных народов Севера Камчатского края (г. Елизово), рассказала о проекте «Разговорные семейные клубы: палитра национальных языков Севера Камчатки», отметив работу старшего поколения семей – бабушек и дедушек – по обучению внуков родным (чукотскому, ительменскому, корякскому, алеутскому) языкам. Кечгелкот Любовь Сергеевна, учитель корякского языка школы села Таловка Пенжинского района, и Заева Татьяна Константиновна, учитель ительменского языка школы села Ковран Тигильского района, поделились опытом проведения тематических блоков языкового лагеря «Северное кочевье», входящего в модель «Север-Стрим», и рассказали о способах пролонгации этой деятельности в учебном году.

Выступающая из Республики Саха (Якутия) Петрова Констанция Константиновна, преподаватель эвенкийского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №38» г. Якутска, представила технологии развития устной речи на эвенкийском языке у младших школьников в реальных жизненных ситуациях – магазине, кафе и пр. Особый интерес у участников вызвало интерактивное электронное пособие, созданное при участии педагогов школы, в котором для объяснения произношения звуков родного языка используются аудиозаписи. 

Примеры реализации проекта «Языковое гнездо» на нганасанском и долганском языках с 2008 года в дошкольном отделении ТМКОУ «Волочанская средняя школа №15 имени Огдо Аксёновой» (Таймырский Долгано-Ненецкий район, пос. Волочанка) продемонстрировали воспитатели Порбина Елена Бочуптеевна и Аксёнова Ирина Ивановна.

С формами работы Кочевого этноцентра по популяризации кумандинского языка и культуры в Красногорском районе Алтайского края участников круглого стола познакомила Амирова Айша Джулдыбаевна, председатель Национально-культурного центра кумандинской культуры села Красногорское.

Оригинальными находками в оформлении предметно-пространственной среды поделилась Каксина Софья Максимовна, учитель начальных классов и хантыйского языка МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Казым» (Ханты-Мансийский автономный округ, Белоярский район). На занятиях по хантыйскому языку в качестве пространства для размещения учебного материала ею используется не только стена, но и потолок, пол в классе.

Выступающие из Ненецкого автономного округа – Варницына Ольга Ивановна, методист отдела методического сопровождения педагогов по вопросам сохранения, изучения, развития и преподавания ненецкого языка ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования» (г. Нарьян-Мар), и Хатанзейская Елена Гавриловна, учитель начальных классов и ненецкого языка ГБОУ НАО «Средняя школа» (Заполярный район, пос. Красное) – представили опыт работы по организации изучения ненецкого языка взрослыми и применению технологий развития критического мышления детей на уроках родного языка.

Цикл выступлений, представляющих региональные практики, завершила Канюкова Наталья Романовна, учитель начальных классов МБОУ «Ловозерская средняя общеобразовательная школа» (Мурманская область, Ловозерский район, с. Ловозеро), где также осваивается модель «Север-Стрим».

В заключение круглого стола участники обсудили перспективные направления по созданию развивающей речевой среды на родных языках. В ходе открытого диалога всеми присутствующими была отмечена важность дальнейшего проведения аналогичных онлайн-встреч, поскольку они практико-ориентированы и позволяют участникам делиться своим опытом и достижениями с единомышленниками в широком образовательном пространстве. 

От учителей прозвучали предложения о проведении фестивалей короткометражных фильмов, снятых детьми и озвученных ими на родном языке, в частности, фестиваля видеовизиток регионов, также о привлечении школьников к участию в цикле Межрегиональных конкурсов юных переводчиков с родного языка на русский и с русского языка на родной «Состязание поэтов-переводчиков» и о присоединении коллективов образовательных организаций к мероприятиям межрегиональной языковой онлайн-мастерской «Север-Стрим» этнокультурной и профориентационной направленности.

Теги: Мероприятия

Возврат к списку