Новости

В РАО состоялся круглый стол «Экология речевой среды и формирование речевой культуры подрастающего поколения: серьезный разговор на сложную тему»

01.04.2022 00:00

Мероприятия

31 марта в Российской академии образования при участии Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» в режиме видеоконференции состоялся круглый стол «Экология речевой среды и формирование речевой культуры подрастающего поколения: серьезный разговор на сложную тему». Сквернословие, использование бранных (нецензурных) слов (ругательств, мата) среди подрастающего поколения стало настоящим бедствием. Эти слова употребляют даже дети дошкольного возраста, не понимая часто значения этих слов, но иногда и вполне осознанно. Бытование сквернословия давно интересует не только лингвистов, но и психологов, педагогов, медиков и юристов, представителей общественности и СМИ. Оно становится опасным социальным явлением, так как свидетельствует о серьезном психоэмоциональном состоянии детей, общества в целом. Употребление бранных слов имеет много причин.  Об этих причинах и путях исправления ситуации вели дискуссию представители Общероссийской организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (АССУЛ), Центра русского языка РАО, участники и модераторы круглого стола.

Участниками  круглого стола стали руководитель Центра русского языка и славистики РАО, член-корреспондент РАО Сергей Игоревич Богданов (модератор мероприятия), председатель Координационного совета АССУЛ, профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена Людмила Васильевна Дудова (модератор мероприятия), заведующая лабораторией общего филологического образования Института стратегии развития образования РАО Ирина Нургаиновна Добротина, профессор кафедры славянской филологии филологического факультета СПбГУ Валерий Михайлович Мокиенко, а также учителя, психологи, библиотекари и родители.

Модератор и соведущий круглого стола, профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена Людмила Васильевна Дудова в начале мероприятия отметила, что круглый стол проводится, в том числе, по инициативе коллег из Рязанской ассоциации учителей литературы и русского языка по результатам проведенного ими опроса. Опрос коллег показал, что 89 % опрошенных считают «проблема использования ненормативной лексики в школе является не только педагогической и лингвистической проблемой, но и проблемой социальной». Под таким углом и было выстроено обсуждение заявленной тематики.

С приветствием к участникам мероприятия обратился Богданов Сергей Игоревич, руководитель Центра русского языка и славистики РАО, доктор фил. наук, член-корреспондент РАО. В своем вступительном слове С.И. Богданов отметил, что данная тема является сложной и серьезной. В настоящее время можно наблюдать использование ненормативной лексики, нецензурных выражений в бытовых ситуациях, повседневной жизни, в том числе и в школе: «Связано это не только с низкой культурой речи говорящих, но имеет когнитивные основы». Особое внимание выступающего было обращено на понятие нормы (идеологической, нравственной, стилистической), ее разрушение в сознании детей: «Парадигматика уходит из сознания».

Далее участники видеоконференции ознакомились с видеороликом, который сняли школьники под эгидой Всероссийского фестиваля детского телевизионного творчества «ДеТВора» (проводится на базе лицея №5 им. Ю.А. Гагарина). Видеоматериал в доступной и популярной форме демонстрирует проблему влияния речевой среды на речь и общение подростков. 

Южакова Юлия Александровна, доктор фил. наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания, РГУ им. С.А. Есенина представила доклад «Литературный язык и внелитературные элементы в системе русского языка». В своем выступлении она затронула аспекты экологии культуры речи – безопасности речевой среды, защиты от негативного воздействия брани и злословия, взаимодействия средств в системе языка. Экология также предполагает удобство и взаимодействие. «В языковой среде четко противопоставлен литературный язык – он кодифицирован и в его основе лежат нормы».  Кроме литературного языка в любом национальном языке существуют также внелитературные элементы. Какие ограничения с ними связаны? Одним из критериев отделения литературных элементов от нелитературных является понятность (профессионализмы, термины, диалектизмы), другим критерием – желание оградить себя от того, что мы не хотим использовать. В детской аудитории необходимо проводить разъяснительную работу: «Для чего нужны профессионализмы, каковы источники сленга, как использовать термины. Почему существует сниженная лексика и какова ее функция». «Бороться нужно не с языковыми средствами, а с его носителями».

Мокиенко Валерий Михайлович, доктор фил. наук, профессор кафедры славянской филологии филологического факультета СПбГУ посвятил свой доклад «Культура речи и культура брани» культурологическому аспекту русской бранной лексике и ее социальным функциям. «Ошибочно думать, что брань характерна только для русского языка. Бранные слова встречаются в немецком, польском, украинском и других языках мира». «…Брань не искоренима, и это стоит понимать». Чтобы борьба была эффективной, стоит понимать особенности этого явления. 1. Это явление повторимо и воспроизводимо на всех языках мира. 2. Вместе с тем был «золотой век» отсутствия бранных слов благодаря цензуре.  3. Стоит отдавать отчет в том, что брань нельзя искоренить только правовым регулированием. Распространению брани в обществе способствовало ряд причин. Например, его «демократизация»; информационная политика ряда СМИ, нездоровый интерес журналистов к ненормативной лексике и пр. Как бороться с распространением брани? Следует объяснять подросткам, почему не стоит использовать ненормативную лексику, почему это особая часть языка: «Брань – это экскременты души».  Особая роль в борьбе с бранью отводится учителям, стоит активно использовать лучшие речевые образцы русского языка. Применять осознанный анализ текстов в школе, популяризировать словари.

В докладе «Распространение сквернословия как одна из причин утраты стиля публичной речи» Друговейко-Должанская Светлана Викторовна, ст. преподаватель кафедры русского языка СПбГУ, член Орфографической комиссии РАН сделала акцент на функциях сквернословия. «Ругательства имеют особую силу. Применение таких слов в речи порождает у говорящего эмоциональное облегчение, снимает боль, вызывает катарсис. Это мощное языковое средство». Докладчик отметила, что в настоящий момент функция эмоциональной разрядки теряется. А ненормативная лексика стала элементом обыденного языка.

Результатами социологического исследования, посвященного проблеме сквернословия школьников, поделилась Дудова Людмила Васильевна, председатель Координационного совета АССУЛ, кандидат фил. наук, профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена (доклад «Сквернословие в школьной среде в зеркале опроса общественного мнения»). Целью опроса стало выявление отношения к сквернословию педагогов и обучающихся. Основные задачи: установление источников появления нецензурных слов и выражений в речи подростков; выявление причин и ситуаций использования данных слов; определение пакета мер, необходимых для исправления сложившейся ситуации и др.   Респондентами стали педагоги со стажем от 2 до 40 лет (960 человек) и обучающиеся в возрасте от 8 до 19 лет (2619 человек). Опрос показал, что по мнению взрослых, причиной использования детьми нецензурных слов является (в порядке убывания): «так говорят дома», «низкий уровень образования и нечтение», «привычка», «показатель взрослости». Дети указали другие причины использования ими нецензурных слов: «я чувствую себя взрослым», «часто используются в СМИ и Интернете», «низкий уровень культуры и мало читаю», «так говорят дома», «не знаю значение». Когда же дети используют бранные (нецензурные) слова (мат и ругательства)? Более 76 % опрошенных детей ответили «от злости»; 26,1 % «их все используют»; 19,4% «от бессилия»»; 10% «из-за неуважения к людям»; 4,1 % «тогда меня уважают сверстники». Опрос также показал, что 92 % взрослых считает, что в социальных сетях не должна использоваться нецензурня лексика. А в детской аудитории – только 62%. 

Проблемам сквернословия в аспекте аксиологического подхода в преподавания русского языка в системе школьного образования было посвящено выступление Дейкиной Алевтины Дмитриевны, доктора пед. наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ. Сквернословие как речевое поведение является социальным явлением, затрагивает проблемы: культуры общения и культуры языка; культуры и антикультуры в речевом поведении носителей русского языка; речевой культуры и антикультуры пользователей русского языка в ценностном измерении; враждебности в речевом воплощении и др. Каковы же причины использования обсценной лексики, почему происходит отход от нормы? Были названы следующие возможные причины: незнание литературной нормы; привычка использовать обсценную лексику; собственные цели недружелюбного, агрессивного общения; осознанное стремление искажать язык, обесценивать его роль; неразвитость интеллекта, духовных качеств, языкового вкуса. Алевтина Дмитриевна Дейкина подчеркнула, что школа должна занимать активную позицию в формировании языковой культуры личности. Необходимо обучать школьников «как и что говорить»; обращать внимание на соблюдение языковых норм, важна ценностная ориентация…; необходимо развивать волевой контроль при использовании языковых средств: «Единые литературные нормы являются своего рода «лакмусовой бумажкой» речевой культуры общения. Ориентация на норму – залог культуры общения». «Школа должна показывать учащимся не только ценности русского языка (его уникальные свойства, его гармоничную систему…), но и антиценности, идущие от неправильного применения в общении того, что составляет периферию языка – наличие сниженной лексики, метерной лексики и др.».

Добротина Ирина Нургаиновна, кандидат пед. наук, заведующая лабораторией общего филологического образования Института стратегий развития образования РАО (доклад «Что мы можем сделать в школе, говоря о культуре устной и письменной речи?») затронула вопросы культуры речи в школьном курсе русского языка. Воспитание речевой культуры обучающегося – одна из важнейших задач образования. Формирование нормативного, целесообразного, уместного и этического употребления языковых средств; воспитание языкового вкуса, ценностного отношения школьников к русскому языку – важнейший аспект преподавания русского языка в школе. Ресурсами воспитания речевой культуры обучающихся являются: педагогическая риторика, потенциал предметов «Родной язык», «Родная литература», внеурочная деятельность, ресурсы национального корпуса русского языка, интерактивные диалоговые технологии и др.

Федоров Алексей Владимирович, доктор фил. наук, учитель русского языка и литературы ГБОУ №1516 г. Москвы, главный редактор издательства «Русское слово» (доклад «Школьный литературный канон и проблема нормативной русской речи») в своем докладе также обратил внимание на то, что ненормативная лексика стала терять свою экспрессивную окраску, частично становится нормой. В борьбе с преодолением сложившийся ситуации докладчик предлагает не сбрасывать со счетов запретительно-ограничительный путь. Второе главное направление – это воспитательные меры. «Человек должен сам отвести низкой лексики соответствующее место в личной иерархии». Особое внимание в педагогической работе с обучающимися отводится развитию словарного запаса, классическая литература также является мощнейшим инструментом в этой работе.

Иерей Павел Коньков, председатель молодежного отдела Рязанской епархии   Русской православной церкви (доклад «Нравственные и возрастные особенности употребления ненормативной лексики в обществе») обратил внимание на нравственный облик людей, которые используют ненормативную лексику; актуальность формирования личности ребенка, ценностного аспекта. Семья и школа, педагоги и сверстники, Интернет демонстрируют разные образцы речевой культуры. Необходимо через лидеров общественного мнения формировать вкус детей. «Дети видят наше поведение и проецируют его в будущее… Хотелось, чтобы мы говорили чаще о чистоте не только речи, но и мышления, цели и ценности, о том, что говорит нам емкое слово «традиции».…».

Карпачева Галина Владимировна, Заслуженный учитель России, заведующий учебно-информационным отделом, ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии» и Сенина Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории, ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии» (доклад «Ненормативная лексика в речи подрастающего поколения. Взгляд учителей и родителей») на основе своего педагогического опыта и практики поделились с участниками мероприятия практическими советами («Памяткой»). Среди которых: «Запрет на ментальном уровне на умиление при использовании маленькими детьми ненормативной лексики», «Табу на грубый запрет», «Критическое отношение к стрессовым ситуациям», «Проявление мудрости в стрессовых ситуациях», «Обучение нормам литературного языка», «Повышение роли семьи в формировании экологии речи» и др. Родители и педагоги должны понимать, что речь является показателем внутреннего благополучия ребенка.

Уласевич Ольга Александровна, заведующая Центром грамотности ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека им. Горького», рассказала о деятельности Центра грамотности. Центр грамотности открыт в рамках проекта «Библиотека грамотности» при поддержке Фонда президентских грантов и фонда «Тотальный диктант», является центром притяжения жителей города, интересующихся русским языком, лингвистикой и саморазвитием. В Центре проводятся различные мероприятия по популяризации русского языка, активности, способствующие формированию культуры речи: мастер-классы, открытые занятия, встречи и др.

Семений Александр Тимофеевич, кандидат мед. наук, директор медицинского центра «Образ здоровья» (доклад «Медико-психологические аспекты сквернословия») посвятил свое выступление медико-психологическим аспектам воздействия бранных слов на физическое и психологическое состояние человека, на негативное влияние бранных слов на весь организм человека, что подтверждают исследования биополя человека. В качестве примера было приведено пагубное влияние ненормативной лексики на плод человека: «Мат разрушает хромосомы. С изменением ядра меняется качество клетки человека. Отсюда болезни физические и психические».

По результатам проведения круглого стола было принято решения подготовить методические рекомендации для педагогов и родителей.




Теги: Мероприятия

Возврат к списку