Новости

Родные языки коренных народов Якутии в едином образовательном пространстве Российской Федерации

22.04.2022 00:00

Родные языки коренных народов Якутии в едином образовательном пространстве Российской Федерации
Мероприятия

22 апреля 2022 года проведен онлайн-семинар «Родные языки коренных народов Якутии в едином образовательном пространстве Российской Федерации», приуроченный к Году культурного наследия народов России и 100-летию образования Якутской АССР. Мероприятие организовано в рамках цикла постоянно действующих вебинаров ФИРЯ по актуальным вопросам сохранения и развития родных языков.

На семинаре обсуждались вопросы современной языковой ситуации в Республике Саха (Якутия), статуса языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также литературно-художественной и переводческой проблематики.

В режиме видеоконференции в семинаре приняли участие более 1000 слушателей из различных регионов Российской Федерации.

При открытии семинара и. о. директора Федерального института родных языков народов Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор Лариса Ивановна Маршева отметила, что «Якутия один из немногих регионов Российской Федерации, где проблеме, связанной с потрясающей поликультурной, полиэтнической и полиязыковой мозаикой, уделяется большое внимание»; «любой народ, проживающий в Российской Федерации, является неотъемлемой частью российского народа, который всегда славился своим добрососедством, добросердечием и уважением к родным культурам и языкам». Вместе с тем Лариса Ивановна обозначила ряд проблем, а также задачи, направленные на развитие русского государственного языка Российской Федерации, родных языков, литератур и культур народов Российской Федерации. В своем выступлении она также рассказала, что в этом году Институт отметил 61 год со дня его учреждения. «С одной стороны, наш Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации с головным учреждением в Москве существует чуть более года, а с другой стороны, мы существуем более 60 лет. Неслучайно, что Институт долгие годы функционировал именно в Якутии, где со стороны педагогической общественности, со стороны органов исполнительной и законодательной власти уделяется достойное внимание к родным языкам, литературам и культуре тех народов, которые проживают в республике».

С приветственным словом выступила председатель Комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), доктор педагогических наук, профессор Феодосия Васильевна Габышева. Она отметила, что в развитии родных языков нам необходимо объединить все усилия, усилия самих народов и государственных структур, а также выразила надежду, что «наше сотрудничество будет успешно развиваться во благо коренных народов, во благо всей России».

Зоя Афанасьевна Степанова, методист эвенского языка и литературы МБОУ «Себян-Кюельская национальная эвенская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ламутского», представила опыт работы по созданию развивающей речевой эвенской среды в школе. Коллектив нацелен на то, чтобы дети знали свою культуру и родные языки, школа является центром развития эвенского языка в республике. В образовательном учреждении обучается 167 детей, 50% из них свободно владеют своим родным языком, поскольку язык семейного общения – эвенский. Недавно, к примеру, 7 выпускников из 8 учащихся показали отличное знание эвенского языка.

Развивающая речевая среда в школе – это условие успешного обучения ребенка, это создание условий для развития личности. Зоя Афанасьевна отметила, что четко продуманная система учебно-воспитательных мероприятий в школе, вне школы, в сотрудничестве с социумом помогает привить детям любовь к родному языку и литературе, повышает их общую языковую культуру, развивает художественное восприятие окружающего мира. Только тесная связь урочной и внеурочной деятельности детей и внимание к их речевому развитию способствуют созданию развивающей речевой среды школы. Это большая и многоплановая работа. Изюминкой своего опыта методист считает проведение интегрированных уроков, в том числе отдельных уроков по другим предметам на эвенском языке.

При школе действует круглогодичная кочевая школа «Нэргэт». Учитель кочевой школы Наталья Денисовна Захарова подчеркнула, что родной (эвенский) язык в первую очередь сохраняется в семье. «Как учитель кочевой школы несу огромную ответственность перед своим народом, своими учениками за результаты своего труда, за сохранение эвенского языка и культуры и за качество образования. Также как родитель и представитель кочевой эвенской семьи я должна в первую очередь воспитать своих детей так, чтобы они как носители своего родного языка и культуры передали родную речь следующему поколению, а также такие человеческие качества, как честность, трудолюбие, принципиальность, доброту и терпение».

Алена Васильевна Иванова, кандидат педагогических наук, ведущий специалист-эксперт филиала ФИРЯ в г. Якутске, представила доклад на тему «Поликультурное образование в Республике Саха (Якутия): исторический аспект и тенденции развития». В своем выступлении она осветила основные этапы развития поликультурного образования, поделилась размышлениями о направлениях работы в этой области в условиях введения обновленных ФГОС, рассказала об УМК по учебному курсу «Культура народов Республики Саха (Якутия)», разработанных на двух языках – якутском и русском. Докладчик отметила, что «основная цель поликультурного образования в республике – формирование гражданской идентичности (я – россиянин), основанной на региональной (я – якутянин) и этнокультурной (я – представитель своего народа)».

Лениана Евгеньевна Уйгурова, учитель «Культуры народов РС (Я)» и истории МОБУ «Якутский городской лицей», в своем докладе «Практика реализации учебного курса “Культура народов Республики Саха (Якутия)” в школе с русским языком обучения» рассказала о практическом опыте преподавания курса в ЯГЛ, который является базовой школой РАН, входит в топ-200 лучших школ России, обеспечивающих развитие талантов учащихся и в топ-100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников. Учительница ознакомила с такими ведущими формами организации деятельности по данному учебному курсу, как сотрудничество с музеями, театрами, научными и образовательными учреждениями; индивидуальные и групповые проекты, внеклассные мероприятия, направленные на формирование этнокультурной и межкультурной компетенций. Лениана Евгеньевна поделилась результатами опросов, проводимых в лицее, о значимости учебного курса «Культура народов РС (Я)» и о его рейтинге важности среди учебных предметов. В конце выступления был представлен видеоролик, демонстрирующий практику реализации учебного курса в лицее, а также мнения студентов – выпускников лицея – о значимости «Культуры народов РС (Я)» в их жизни.

Михаил Васильевич Кривошапкин, специалист отдела учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов филиала ФИРЯ в г. Якутске, выступил по теме: «Перспективы переводной художественной литературы на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Он подчеркнул, что литература коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации всегда играла важнейшую роль в сохранении родных языков. Докладчик отметил ряд проблем, от решения которых зависит качество переводной литературы: 1) отсутствие теоретической основы перевода с русского языка на языки КМНСС и ДВ РФ и, наоборот, с языков КМНСС и ДВ РФ на русский язык; 2) отсутствие (или недостаточность) лингвистических (национально-русских, русско-национальных) словарей по переводу; 3) отсутствие утвержденных орфографических норм языков КМНСС и ДВ РФ; 4) необходимость документирования фольклорных материалов в местах традиционного проживания КМНСС и ДВ РФ и т. д.

Для развития детской литературы на родных языках, как отметил М. В. Кривошапкин, необходимо создавать тексты для детей о традиционных видах хозяйственной деятельности коренных народов, об их традиционных знаниях и ценностях, о природе Севера и Арктики; вести работу с молодыми авторами по созданию на родных языках произведений для детей КМНСС и ДВ РФ; инициировать сбор фольклорных текстов у старейшин, проживающих в местах традиционного проживания КМНСС и ДВ РФ.

В заключение модератор Надежда Николаевна Васильева, кандидат педагогических наук, и. о. директора филиала ФИРЯ в г. Якутске, отметила, что совместными усилиями можно улучшить качество обучения родным языкам, создать современные модели языкового, поликультурного и полилингвального образования, обеспечить равные стартовые возможности детям, а также вывести уникальные языки и культуры на более безопасный уровень.


Ссылка на семинар


Теги: Мероприятия

Возврат к списку