Проекты

Школьный свод правил русской орфографии

03.01.2022

Разработан школьный свод правил русской орфографии, предназначенный для использования в образовательном процессе на уровне основного общего образования.
Основной стратегической целью обучения учащихся орфографии на уровне основного общего образования является формирование относительной орфографической грамотности. Данная цель определяется, во-первых, невозможностью изучения всех орфографических правил в рамках школьного курса орфографии; во-вторых, нецелесообразностью освоения всех слов с непроверяемыми написаниями, не регулируемыми правилами; в-третьих, невостребованностью многих орфографических правил реальной речевой практике и малоупотребляемостью слов с непроверяемыми написаниями в письменной речи большинства носителей русского языка.
Проект школьного свода правил был составлен на основе анализа трех линеек учебников для средней школы. Был проанализирован орфографический материал следующих учебников: 1) В.В. Бабайцева. «Русский язык. Теория. 5-9 классы»; 2) М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г. А. Богданова, Т. С. Тронина, Н. Н. Сергеева «Русский язык» (5-7 классы); 3) Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. «Русский язык» (5-7 классы). В результате проведенной работы по сравнению учебников были выявлены некорректные формулировки правил, уточнены списки исключений, а также отобран орфографический материал, актуальный для основной ступени среднего образования.
Было организовано экспертное обсуждение разработанного проекта школьного свода правил русской орфографии. С этой целью 25 ноября 2021 года был проведен научно-практический семинар по обсуждению проекта школьного свода на онлайн-площадке журнала «Русский язык в школе». Ссылка на видео вебинара: https://events.webinar.ru/13299237/9539709/record-new/9797537/699b10db8b7f9745d9067898afb196d5
Проект школьного свода правил русской орфографии размещен на образовательном портале gramota.ru:
http://gramota.ru/files/lib/svod_orfogr_pravil.pdf.
По результатам обсуждения, высказанных замечаний и предложений в текст школьного свода были внесены изменения. Так, в соответствующих местах были выделены морфемы: приставки, корни, суффиксы, окончания, в ряде орфограмм расширены списки исключений, введено обозначения орфограммы, относящейся к двум орфографическим типам. Например, орфограмма «Непроверяемые буквы безударных гласных и согласных в корне слова» относится и к разделу 1.1. Орфограммы-буквы гласных и к разделу 1.2. Орфограммы-буквы согласных. Поэтому она снабжена знаком *.
Всероссийское тестирование по культуре речи

01.11.2021

В 2021 году по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации стартовал актуальный и очень интересный проект – Всероссийское тестирование по культуре речи.

Участниками тестирования в этом году станут педагоги всех предметных областей, реализующие основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, и обучающиеся трех возрастных групп: ученики начальных классов, обучающиеся 5-9 и 10-11 классов.

Тестирование представляет собой разработанный для каждой группы участников набор тестовых заданий закрытого типа, направленных на выявление уровня владения нормами русского литературного языка. После выполнения всех заданий каждый участник получит обобщенный результат тестирования, сформированный автоматически. Тестирование является добровольным и анонимным. Его цель – предоставить возможность педагогам и школьникам оценить уровень собственной языковой культуры, увидеть возможности дальнейшего её совершенствования.

Всероссийское тестирование по культуре речи позволит получить информацию о существующих дефицитах в области функциональной культуры речи обучающихся и педагогов. На основе полученных данных будут сформированы рекомендации по решению педагогических задач, направленных на повышение уровня коммуникативной культуры подрастающего поколения.

Тестирование пройдет в режиме on-line с 8 по 20 ноября 2021года. Получить более подробную информацию и принять участие во Всероссийском тестировании по культуре речи можно на специализированном сайте: https://anketa.natlang.ru/.



Всероссийский конкурс «Словарный урок»

01.11.2021

Всероссийский конкурс «Словарный урок» приурочен к ежегодному празднованию всероссийского «Дня словаря» и проводится уже в пятый раз.

Целью конкурса является поиск и распространение лучших педагогических практик, презентация современных активных форм, методов и технологий работы со словарем. Конкурс направлен на содействие развитию профессиональных компетенций педагогов в области формирования лексикографических умений обучающихся.

Учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, педагоги-библиотекари присылают на конкурс методические разработки уроков и внеурочных занятий, в которых представлены эффективные методы и приемы формирования лексикографических умений обучающихся, интересные формы, технологии и авторские практики использования словарей различных типов на уроках и во внеурочной деятельности.

Оценивает конкурсные работы авторитетное жюри, в состав которого входят опытные эксперты: кандидаты и доктора педагогических/филологических наук; победители, призеры, лауреаты и дипломанты профессиональных конкурсов; специалисты, имеющие опыт экспертной деятельности в профессиональных конкурсах, аттестационных и предметных комиссиях и др.

По результатам оценки среди педагогов каждого уровня образования определяются победители, призеры и лауреаты, которые будут награждены дипломами и ценными подарками. Лучшие конкурсные работы будут размещены в открытом доступе на сайте конкурса. Все педагоги, принявшие участие в конкурсе, получат электронные сертификаты.

Итоги конкурса будут объявлены 22 ноября 2021 года.

Узнать более подробную информацию о конкурсе и мероприятиях, которые в этом году проводит ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» в рамках празднования всероссийского «Дня словаря», вы можете на официальном сайте http://denslovarya.natlang.ru.



День славянской письменности и культуры

День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) — российское название праздника, приуроченного ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, славянских просветителей. Кирилл и Мефодий почитаются как создатели первой славянской азбуки, первоучители славян, подвижническая деятельность которых послужила основой развития славянской и, в частности, русской книжности и литературы.

День славянской письменности и культуры отмечается в современной России ежегодно 24 мая. Уникальность праздника заключается в том, что это единственный на сегодня государственно-церковный праздник, играющий огромную роль как в единении российского общества, так и в укреплении его связей со славянскими народами на основе общих исторических и культурных традиций. 

Проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня славянской письменности, традиционно включается в Календарь образовательных событий на каждый учебный год. В рамках празднования в школах проводятся тематические уроки и внеклассные занятия, на которых педагоги и обучающиеся обращаются к древнерусским текстам и истории слова.

В 2022 году ФГБУ ФИРЯ проводит для педагогов ряд мероприятий, приуроченных к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Среди них – цикл тематических вебинаров и образовательный квест. Информация о мероприятиях, а также ссылки на регистрацию и подключение к вебинарам размещены на официальном сайте https://slavpk.natlang.ru/.

Приглашаем к участию педагогических работников, руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций, методистов муниципальных методических служб, обучающихся и их родителей!


Репозиторий цифровых ресурсов на родных языках КМНСС и ДВ РФ

Сегодня цифровые технологии предоставляют широкий спектр дополнительных возможностей для образовательных систем. Однако даже самые популярные интернет-платформы практически не учитывают специфику языковой и культурной ситуации регионов, где проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов для обучения детей оленеводов, рыбаков и охотников действуют дошкольные и общеобразовательные организации, школы-интернаты, а также кочевые школы и детские сады. Благодаря реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» постепенно решаются вопросы доступа к интернет-соединению в труднодоступных местах, создаются необходимые условия путем поэтапного обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, внедрения целевой модели цифровой образовательной среды и т.д.

Несмотря на то, что принимаются различные меры в сфере повышения качества этнокультурного образования, успешно решаются вопросы изучения коренными малочисленными народами Севера родного языка и традиционной культуры (Концепция устойчивого развития КМНСС и ДВ РФ), динамика численности носителей родных языков КМНСС и ДВ РФ не растет.

Одним из факторов, влияющих на повышение мотивации к изучению родного языка, является создание речевой среды на родном языке. Эффективной мерой поддержки изучения родного языка является создание условий для стимуляции речевой активности, повышения мотивации у детей к овладению родной речью через погружение в развивающую речевую среду, которую важно создавать не только в образовательных организациях, но и в семьях обучающихся.

Для создания такой среды необходимы универсальные инструменты и современные технические возможности. Таким универсальным инструментом может выступить цифровая база (репозиторий) аудиовизуальных материалов, которая содержит разнообразный контент по этнокультурному образованию и системно обновляется.

В рамках реализации мероприятий Международного десятилетия языков коренных народов (2022-2032 годы) ФГБУ ФИРЯ проводит работу по созданию репозитория, в котором планируется собрать аудиовизуальные материалы на 17 языках КМНСС и ДВ РФ: нивхском, нанайском, удэгейском, ульчском, саамском, эвенкийском, эвенском, юкагирском, долганском, ительменском, соийтском, тофаларском, хантыйском, мансийском, ненецком, селькупском, вепском.

Данный проект направлен на сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, на успешное решение вопросов государственной национальной политики, обеспечение качества и доступности цифрового образования независимо от места жительства, социального положения обучающихся и их семей. Новый цифровой ресурс окажет необходимую помощь педагогическим работникам в вопросах изучения родных языков КМНСС и ДВ РФ, в том числе при создании развивающей речевой среды на родном языке.

Познакомиться с материалами репозитория можно по ссылке: http://anokmns.ru/