Интервью Эсет Боковой федеральному порталу «Российское образование»
Родные языки изучают более двух миллионов школьников как предмет, более трехсот тысяч детей – во внеурочной деятельности, семьдесят восемь тысяч – в дополнительном образовании и более трехсот пятидесяти тысяч – в дошкольном образовании. Многообразие культур и языков – отличительная особенность нашей страны и главное ее достояние. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказала директор Института родных языков Эсет Бокова.
Она подчеркнула, что сохранение культурного наследия и национальной идентичности – одна из главных задач образовательной системы, которая решается как через содержание образования, так и через проведение специальных мероприятий, принятие целенаправленных мер.
В настоящее время одно из приоритетных направлений учебного заведения – обновление федеральных рабочих программ и подготовка государственных учебников нового поколения по родным языкам народов РФ, в том числе по государственным языкам республик РФ.
«Почему это важно? Каждый носитель языка одновременно является и носителем культуры. Но культура не может передаваться генетически, она не может быть унаследована. И для ее передачи последующим поколениям необходим язык в роли «проводника», обеспечивающего связь между поколениями и преемственность культуры. Без языка каждое поколение начинало бы свое развитие сначала. То есть язык – носитель памяти, а память – непременное условие преемственности и развития. Именно поэтому мы говорим, что языковое, национальное многообразие – это культурный код России», – отметила Эсет Бокова.
Кроме того, она обратила внимание, что межпоколенческая передача языков в настоящее время нарушена.
«Об этом отмечено в Концепции государственной языковой политики. Поэтому в системе образования обращается особое внимание на организацию совместной работы с родителями, проведение этнокультурных, творческих мероприятий с родителями и детьми, способствующих преемственности традиций поколений, направленных на развитие и поддержку желания сохранять и приумножать семейные ценности», – пояснила директор.
Она также сообщила, что Министерство просвещения РФ и Институт родных языков проводят целенаправленную масштабную деятельность по повышению мотивации детей и молодежи к изучению родного языка и культуры, а также престижа профессии учителя родного языка и литературы.
«Институт родных языков проводит ежегодно масштабные этнокультурные мероприятия, такие как онлайн-марафон в День родного языка, Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке, всероссийские фестивали в День славянской письменности и культуры и День русского языка, Всероссийское тестирование по культуре речи в день рождения Сергея Ивановича Ожегова, Всероссийский конкурс «Словарный урок» в День словаря», – добавила Эсет Бокова.
Кроме того, директор Института обратила внимание, что сохранение национальной идентичности и многообразия культур и традиций в школах поддерживается через поликультурное образование, проведение национальных праздников и недель культур, вовлечение учащихся в проектную, научно-исследовательскую и творческую работу по изучению культурного наследия народов России и мира, использование фольклорных произведений, а также другие методы и программы.
Отметим, ранее президент России Владимир Путин в видеообращении к участникам третьего Международного форума министров образования «Формируя будущее» подчеркнул, что образование должно служить сохранению национальной идентичности, поддерживать все многообразие культур и традиций.