Светлана Раданжапова из Бурятии стала победителем Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы — 2024»
В Татарстане завершился финал Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы — 2024». Конкурс объединил 112 учителей родных языков и воспитателей дошкольных организаций.
По итогам финальных испытаний победителями стали учитель начальных классов и бурятского языка Республиканского бурятского национального лицея-интерната №1 в г. Улан-Удэ, Республика Бурятия Светлана Раданжапова и воспитатель Башкирского детского сада № 18 в г. Уфы, Республика Башкортостан Алия Ишдавлетова.
Награду учителю вручил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
«Хочу поздравить всех с выходом в финал Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы». Мы проводим конкурс третий год подряд, и видим, что растет число регионов, представленных на нем. В этом году здесь собрались участники из 79 регионов. Наша страна славится национальным многообразием. И конечно, его нужно поддерживать и развивать, чтобы ребята знали свою культуру и историю. Вы, учителя и воспитатели, – хранители национальных традиций. И хочу вас поблагодарить за то, что вы для себя выбрали этот путь», – сказал Сергей Кравцов.
Приз воспитателю вручила заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Лейла Фазлеева. Она поблагодарила Минпросвещения России за организацию конкурса и поздравила всех участников-воспитателей с наступающим Днем дошкольного образования.
Второе место разделили Лейла Гарифзянова, учитель татарского языка Гимназии №19 г. Казани, Республика Татарстан и Екатерина Балакаева, педагог дополнительного образования Детского сада 24, Республика Калмыкия. Третье место заняли Ольга Мазурова, учитель родного русского языка школы № 77 г. Липецка, Липецкая область и Ольга Бутенко, воспитатель Шахтерского ясли-сада № 4 г. Шахтерск, Донецкая Народная Республика.
Конкурсные испытания педагогов проходили в Казани с 17 сентября. Конкурсанты продемонстрировали жюри свои методические практики организации обучения и воспитания, провели урок родного языка для выбранной группы школьников, внеклассное мероприятие и поделились с Большим жюри и фокус-группами своими наработками на мастер-классах.
В 2024 году охват конкурса увеличился: в нем приняли участие 112 педагогов, носителей 37 языков народов России. Это в том числе русский, татарский, чеченский, башкирский – самые крупные языки по численности носителей. Также представлены и малые языки: вепсский, долганский, корякский, нанайский, ненецкий, нивхский, удэгейский, хантыйский, шорский и эвенкийский.
Два победителя конкурса получили также подарки от партнеров конкурса – банка ВТБ и Российского общества «Знание». Со стороны Российского общества «Знание» участников торжественной церемонии приветствовала директор Департамента по работе с образовательными организациями Альбина Бикбулатова.
"Мы гордимся тем, что сегодня здесь в Республике Татарстан мы стали частью этого прекрасного праздника – мы чествуем людей, которые ежедневно вносят свой вклад в сохранение родного языка, литературы, национальной письменности и воспитывают подрастающее поколение в контуре сохранения богатого историко-культурного наследия", – отметила она.
Кроме того, отдельные призы получили победители в специальных и партнерских номинациях. От Ассамблеи народов России – учитель чукотского языка МБОУ «Центр образования села Инчоун» Чукотского автономного округа Екатерина Нитоургина, от Ассоциации «Народные художественные промыслы России» – педагог физической культуры и якутского языка МБДОУ «Хатынчаана» села Амга Республика Саха (Якутия) Рустам Седых и Научно-справочного портала «Грамота.ру» – учитель коми языка МОУ «Усогорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» из Республики Коми Татьяна Попова.
Также в рамках рабочей поездки в Татарстан Министр просвещения РФ Сергей Кравцов встретился с лауреатами конкурса – педагогами из Карачаево-Черкесии, Краснодарского края, Брянской области, Курской области, Республики Коми, Липецкой области, Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга, Бурятии, Башкортостана, Пермского края, Татарстана, Чувашии и Чечни.
Они обсудили преемственность между детским садом и школой при изучении родного языка, а также роль родителей в повышении интереса к изучению языков.
Учителя задали вопросы о состоянии полилингвального образования и в разных регионах страны, а также о мерах поддержки системы полилингвального образования.
Глава Минпросвещения России вручил ведомственные награды педагогам. Нагрудный знак «За верность профессии» получила учитель карачаево-балкарского языка в средней школе № 2 села Учкекен Карачаево-Черкесской Республики Мариям Чотчаева. Почетной грамотой Минпросвещения России отмечена заместитель директора, учитель русского языка и литературы Физико-математического лицея № 17 города Донецка Анна Калугина.
Кроме того, Сергей Кравцов ознакомился с фотовыставкой участников конкурса «Педагог и семья: хранители традиций народов России».
Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» проводится Министерством просвещения Российской Федерации с 2022 года. Оператор – Институт родных языков. В 2022 году победителем конкурса стала учитель осетинского языка Яна Бекоева из Республики Северная Осетия – Алания, а в 2023 году – учитель родного русского языка из Владимирской области Артем Гусев. В 2023 году в финале конкурса приняли участие представители 75 регионов – носители 30 родных языков народов Российской Федерации.