ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» создан приказом Минпросвещения России от 28 октября 2020 г. №595.

Историческая справка

История ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» берет свое начало с создания в г. Якутске в 1961 году Якутского филиала НИИ национальных школ с головным институтом в г. Москве.

НИИ национальных школ был создан при Академии педагогических наук РСФСР на основании распоряжения Совета Министров РСФСР № 3177-Р от 31 декабря 1948 г. и приказа АПН РСФСР № 131 от 15 июня 1949 г.

С 1963 года НИИ НШ превратился в крупный научный центр с филиалами в национальных регионах РСФСР. В 1966 году АПН РСФСР была преобразована в АПН СССР при Министерстве просвещения СССР. В 1968 году НИИ НШ из АПН СССР переводится в Министерство просвещения РСФСР. Преемницей АПН СССР стала Российская академия образования (РАО).

В те годы в разных республиках функционировал ряд филиалов и лабораторий НИИ НШ МП РСФСР, в том числе Башкирский, Бурятский, Татарский, Чечено-Ингушский и Якутский филиалы.

Кроме сотрудников, работавших непосредственно в филиалах, с местом жительства в национальных округах работали и сотрудники головного НИИ НШ МП РСФСР. Например, в г. Ханты-Мансийске работали Немысова Е.А. (хантыйский язык), А.И. Сайнахова и К.В. Афанасьева (язык манси), Корякском национальном округе – М.И. Попов (корякский язык), Эвенкийском национальном округе – З.Н. Пикунова (эвенкийский язык), Таймырском национальном округе – В.Перфильев (долганский язык), Ямало-Ненецком округе – Е.Г. Сусой и др.

Ведущими направлениями научной деятельности НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР были разработка содержания и методики обучения русскому и родным языкам, литературе в детских садах и школах с родным языком обучения и воспитания, а также исследование этнопедагогических проблем образования. Основные результаты научной деятельности сотрудников оформлялись как программы, учебники, различные пособия для учащихся и учителей для обеспечения учебно-воспитательного процесса национальных школ.

Плодотворная совместная деятельность научных сотрудников филиалов и лабораторий в разных регионах России с ведущими учеными головного учреждения способствовала формированию плеяды высококвалифицированных специалистов в области этнопедагогики, методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе и методики преподавания родных языков и родной литературы.

В 1991 году Министерство образования Российской Федерации преобразовало НИИ национальных школ в ФГНУ «Институт национальных проблем образования» (ИНПО). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. № 347 ИНПО был реорганизован, и путем слияния 5 институтов, курировавших ключевые области развития образования, создано ФГУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО). В 2018 году ФИРО вошел в состав Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (РАНХиГС) и в настоящее время является научно-образовательным подразделением, обеспечивающим научно- исследовательское, экспертно-аналитическое, научно-методическое, образовательное и информационное сопровождение развития системы образования Российской Федерации.

Институт национальных школ Республики Саха (Якутия), перейдя в региональное подчинение, остался продолжателем исследований национальных проблем образования, преемником НИИ национальных школ МП РСФСР на региональном уровне (наряду с другими учреждениями, созданными на базе филиалов и лабораторий НИИ НШ МП РСФСР). Региональными преемниками НИИ НШ МП РСФСР также стали, например, Институт развития образования Чеченской Республики – Институт развития чеченского языка и истории (г. Грозный), ГБНУ Министерства образования и науки Республики Тыва «Институт развития национальной школы» (г. Кызыл), КНУ Удмуртской Республики «Научно-исследовательский институт национального образования» (г. Ижевск).

В истории института выделяются следующие этапы его развития, когда были внесены серьезные юридические изменения:

1961-1992 гг. – Якутский филиал НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР (подробнее).

1992-2007 гг. – НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия) – региональное учреждение (подробнее).

2007-2020 гг. – ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» – федеральное учреждение (подробнее).

2020 год - ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации»

 

За годы своей деятельности Институтом национальных школ Республики Саха (Якутия) создана огромная научная база школ народов Севера, сформирована научная школа Республики Саха (Якутия), состоящая из ведущих ученых-методистов по методике преподавания русского языка в национальной школе и методике преподавания родных языков и литературе, а также ученых-дидактов.

Сотрудники института в разные периоды своей деятельности являлись членами Совета по языковой политике при Главе Республики Саха (Якутия), ГАК, ВНИК, специализированных диссертационных советов соответствующих научных специальностей, Ассоциации преподавателей родных языков и литературы КМНССиДВ РФ, республиканской Ассоциации Олонхо, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), правления Союза эвенов Республики Саха (Якутия), Союза писателей Российской Федерации, пишущих на эвенском и русском языках, победителем Всероссийского конкурса «Учитель года 2000», экспертами учебно-методического совета Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) и т.д.

ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» бережно хранит и приумножает научные и культурные традиции, созданные Якутским филиалом НИИ национальных школ МП РСФСР, такие как разработка учебно-методических комплектов, сотрудничество с Министерством образования Республики Саха (Якутия), научными и образовательными учреждениями всех уровней и книжными издательствами, находящимися в Республике Саха (Якутия).

 

 

Якутский филиал

НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР

1961-1992 гг.

 

На основании постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 21 июня 1960 г. № 930 «О работе Академии педагогических наук РСФСР и об укреплении связи ее со школами и научно-методическими учреждениями» в 1961 году был открыт Якутский филиал Научно-исследовательского института национальных школ при Академии педагогических наук РСФСР для исследования научно-методических проблем национальных школ Якутской АССР (местонахождение – г. Якутск).

Первым заведующим Якутского филиала была к.п.н. Чудинова Марианна Алексеевна (период 1961-1969 гг.).

В 1968 году Якутский филиал был переведен в Министерство просвещения РСФСР (ЯФ НИИ НШ МП РСФСР).

В разные периоды Якутским филиалом руководили Анисимов Виталий Михайлович, к.п.н. (периоды 1969-1974, 1978-1979 гг.), Черосов Михаил Андреевич, к.ф.н. (период 1974-1978 гг.), Борисов Парфений Прокопьевич, к.п.н. (период 1979-1989 гг.), Васильев Юрий Иванович, к.ф.н. (период 1989-1991 гг.).

С 1991 года заведующим Якутским филиалом Института национальных проблем образования Министерства образования РСФСР стала к.ф.н. Васильева Саргылана Прокопьевна (период 1991-1992 гг.).

Первый период работы Якутского филиала НИИ национальных школ совпадает с реализацией основных задач школьных реформ 1958 и 1966 годах.

Ведущими направлениями научно-исследовательской деятельности ЯФ НИИ НШ МП РСФСР были разработка содержания и методики обучения русскому языку, родным языкам и литературе в детских садах и средних общеобразовательных школах народов Крайнего Севера Якутии, а также исследование общепедагогических проблем школ Якутской АССР.

Основные результаты научной деятельности сотрудников были связаны с разработкой учебно-методических изданий (программ, учебников, различных пособий для учащихся и учителей), обеспечивающих учебно-воспитательный процесс национальных школ в условиях школьных реформ.

В 1963-1964 учебном году в якутских школах обучение русской грамоте было перенесено со 2 класса на II полугодие 1 класса. Согласно приказу Министерства просвещения ЯАССР от 30 октября 1963 г. №1-128, преподавание математики, физики, химии и черчения было переведено на русский язык обучения. Начиная с 1964-1965 учебного года стали открываться отдельные школы или классы с русским языком обучения и с изучением родного языка и литературы как предметов.

Так, в 1961-1966 годах обеспечивалась разработка программ и учебных пособий по русскому языку:

̶     программы по русскому языку для 1 класса (В.Н. Афанасьев, 1964), для начальных классов (В.Н. Афанасьев, 1965), для 5-7 классов (под ред. В..Н. Афанасьева, 1965);

̶     книга для внеклассного чтения по русскому языку (под ред. К.Ф. Федорова, 1964);

̶     монография Н.Д. Дьячковского «О фонетическом освоении заимствованных слов в якутском языке» (1962);

̶     сборник статей «Человека будущего растим сегодня: воспитательная работа в школах-интернатах и школьных интернатах» (под ред. М.А. Чудиновой, 1963);

̶     материалы первой научно-практической сессии по вопросам методик преподавания родного и русского языков в якутской школе (1965);

̶     брошюра М.А. Чудиновой «Якутские народные подвижные игры» (1966).

С 1962-1963 учебного года сотрудниками (М.Е. Охлопкова, И.И. Каратаев, В.Н. Афанасьев, П.П. Борисов) проводилась опытно-экспериментальная работа по новой системе развивающего трехлетнего начального обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.

В рамках реформы 1966 года проводилась работа по дальнейшему совершенствованию содержания образования в якутской школе. В 1967-1969 годах были подготовлены рукописи новых учебных программ и учебников по якутскому и русскому языкам для 1-3, 5(4)-8 классов.

Изданы:

̶     экспериментальный букварь М.Е. Охлопковой по якутскому языку для 1-го класса (1967);

̶     сборник статей «Вопросы методики преподавания русского языка в 5-8 классах якутской школы» (под ред. К.Ф. Федорова, 1967);

̶     программа по русскому языку для 5-8 классов (К.Ф. Федоров, В.Н. Афанасьев и др., 1969).

С 1 сентября 1970 года все якутские школы работали по новому учебному плану, начальные школы стали трехлетними; введен устный (разговорный) курс русского языка в 1 классе; положено начало систематическому преподаванию основ наук в 4 классе; введены новые предметы: обществознание, НВП; по якутской литературе в 9-10 классах предусмотрено по 2 часа в неделю.

Были изданы:

- в 1970 году новые программы по русскому языку для 1-3 классов (В.Н. Афанасьев) и для 4-8 классов (К.Ф. Федоров и др.);

- «Букварь» по русскому языку для 1 класса (В.Н. Афанасьев, П.П. Борисов, 1970, 1972, 1974);

- «Русский язык» для 3 класса (В.М. Анисимов, П.П. Борисов и др., 1972, 1974) и для 4 класса (К.Ф. Федоров, 1971, 1973);

- «Букварь» М.Е. Охлопковой по якутскому языку для 1 класса (1970, 1972);

- «Якутский язык» для 1 класса (И.И. Каратаев и др., 1970,1972, 1974);

- «Родная речь» для 2 класса (М.Е. Охлопкова и др., 1971, 1973), для 4 класса (Н.Н. Неустроев и др., 1971, 1973) и для 7-8 классов (М.А. Черосов и др., 1974).

Значительно расширилась опытно-экспериментальная работа в школах республики по апробации новых учебных программ и учебников.

Изданы:

- сборники статей «Вопросы методики обучения русскому языку в начальных классах якутской школы» (под ред. В.Н. Афанасьева, 1970), «Вопросы изучения родного языка в якутской школе» (1971), «Вопросы воспитания и обучения в школах Якутии» (1973), «Вопросы обучения в школах Якутии» (1974);

- монографии Н.Н. Неустроева «Безличные предложения в современном якутском языке» (1972), М.А. Черосова «Основные типы синтаксических словосочетаний в якутском литературном языке» (1972), П.П. Борисова «Социально-педагогические основы планирования и рационализации сети школ (1974) и «О мерах преодоления массового второгодничества» (1974).

В 1970-ые годы продолжается работа по совершенствованию ранее изданных учебников: букваря по якутскому (М.Е. Охлопкова) и русскому языкам (В.Н. Афанасьев, П.П. Борисов), якутского языка (И.И. Каратаев), русского языка, родной речи, якутской литературы (хрестоматия).

Были разработаны и изданы:

- программы по якутскому языку для 1-3 классов (И.И. Каратаев и др., 1976) и для 4-8 классов (И.И. Каратаев и др., 1977);

- сборники статей «Родной и русский языки в якутской школе» (1975), «Статьи и материалы по якутскому языку» (1977), «Обучение русскому языку и литературе в якутской школе» (1977), «О совершенствовании начального обучения русскому языку в якутской школе» (1978);

- монография П.П. Борисова «Воспитательная работа в школе и ее роль в повышении успеваемости и преодолении второгодничества» (1977).

В 1984 - 1988 годах продолжалась работа по совершенствованию учебников по якутскому и русскому языкам, родной речи, якутской литературе. Проведена большая работа по созданию новых нормативных документов, определяющих содержание образования. С 1987 года приступили к обучению шестилетних детей в первом классе при сохранении трехлетней начальной школы. Введены новые предметы: основы информатики и вычислительной техники, этика и психология семейной жизни, окружающий мир и др.

С 1985 года филиал начал разработку новых и усовершенствование учебных программ филологического цикла. Создается научная база по методике обучения русскому языку и литературе в якутской школе, якутскому языку и литературе. Проводилась планомерная опытно-экспериментальная работа по апробации новых программ и учебников в опорных школах филиала.

В связи с подготовительной работой по реализации школьной реформы 1988 года продолжалась работа по усовершенствованию учебников для начальной якутской школы, якутской литературе. В 1990 году первые были изданы методические пособия О.Н. Кейметиновой по эвенскому языку, а также монографии Н.Н. Неустроева «Методика изучения синтаксиса якутского языка» и К.Ф. Федорова «Обучение видам русского глагола в 6-7 классах якутской школы».

В 1991 году проводится исследование «Этнос, языковые ситуации и проблемы образования в полиэтническом государстве». Ведется работа по теме «Языковая ситуация и уровень двуязычия в Республике Саха (Якутия)».

Таким образом, Якутский филиал НИИ НШ постепенно превратился в центр разработки национальной учебной литературы в Якутии, внёс значительный вклад в повышение качества обучения русскому и якутскому языкам и литературе, овладение учащимися-якутами языком межнационального общения и литературными нормами родного языка.

 

 

НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия)

– региональное учреждение

1992-2007 гг.

 

На основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева от 4 апреля 1992 г. №114 и приказа Министра народного образования Е.П. Жиркова от 30 апреля 1992 г. №01-06/191 на базе Якутского филиала НИИ НШ МП РСФСР была создана отдельная самостоятельная организация «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)». Директором была назначена к.ф.н. Васильева Саргылана Прокопьевна (период 1992-2004 гг.).

В 2001 году на основании распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2001 г. №253 был изменен правовой статус Института. Учредителем стало Министерство по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия).

В 1992 году директором Института назначена к.ф.н. Васильева Саргылана Прокопьевна.

Институт с 1999 года был размещен в здании по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, 22 (3 этаж), находящемся в собственности Республики Саха (Якутия).

С 2004 года директором Института стала к.п.н. Семенова Светлана Степановна (период 2004-2007 – институт в ведении республики).

Институт занимался исследованиями теоретических и практических проблем национальных школ республики, разработкой и внедрением проектов национально-регионального компонента системы образования дошкольного и общего образования. Направления научной деятельности института были значительно расширены.

По результатам научных исследований издано 10 учебных программ, около 40 учебников и учебно-методических пособий, 8 монографий, в т.ч.:

- разработан региональный компонент стандарта Республики Саха (Якутия) по дошкольному образованию; подготовлены измерители, сетка занятий для всех возрастных групп к типовой программе «Тосхол» (1998); разработаны программы детского сада семейного вида (1993), работы с родителями в детском саду (1996), спецкурс повышения квалификации воспитателей «Основные средства воспитания якутской народной педагогики в практике дошкольного воспитания» (1998), издана региональная программа с методическими рекомендациями «Ознакомление дошкольников с Якутией»; изданы пособия «О5о бодоруhа уерэниитэ» (Аммосова В.В.) (1995), пособия из опыта работы детского сада с. Соттинцы Усть-Алданского, дошкольных учреждений Чурапчинского улусов (1993, 1994 гг.);

- разработаны и изданы новая базовая программа по родному языку для 1-4 классов и новые учебники для чтения во 2-4 классах якутской школы (Захарова Л.В.); составлен новый букварь родного языка и новые учебники якутского языка для 1-3 классов по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (Колесова А.П.), учебник-тетрадь по окружающему миру для 1 класса якутской школы (Федоров Г.М.), учебники по математике по РО для 1 класса, переведенные на якутский язык (Винокурова М.Е.); разработан проект госстандарта образования по русскому языку для 1-3 и 1-4 классов якутской школы, проект Концепции воспитания в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия), издана монография «Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования (на материале якутских школ Республики Саха (Якутия)» (Борисов П.П.);

- разработаны учебное пособие «Уроки предков» и методическое пособие для учителей (Никитина Р.С.), учебное пособие по курсу школоведения «Малокомплектная кочевая школа как мобильная форма школьной сети в условиях Севера» (Егоров В.Н.);

- разработано пособие для учителя «Обучение эвенкийскому языку в 1 классе», рукопись учебника для 1 класса (Александрова Т.Ф., Леханова Ф.М., Марфусалова В.П.), национально-региональный компонент в учебных программах по биологии (Изюкова Я.В.), разговорник по эвенкийскому языку (Макарова К.И.);

- разработаны «Обязательный минимум» в образовательной области «Филология» для 5-9 классов, программы по русскому и родному языкам и литературам для якутских школ, новые учебно-методические комплексы по русскому языку, построенные на принципах функционально-практической грамматики, программа и учебник по якутскому языку для среднего звена русскоязычных школ;

- изданы пособия «Айыы тына» (1993), «Айыы сырдыга» (1993) (Баишев И.Г.), брошюра «Билинни кэмнэ туелбэ5э о5ону иитии, сайыннарыы» (1997) и др.

В 2006-2007 годах реализован проект Бюро ЮНЕСКО в г. Москве «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера Республики Саха (Якутия)» (проект «Кочевая школа»). В рамках реализации проекта 1 апреля 2006 года был открыт Центр развития кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) при Научно-исследовательском институте национальных школ Республики Саха (Якутия).

 

 

ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)»

– федеральное учреждение

2007-2020 гг.

 

На основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2004 г. №424 и обращения Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2006 г. №01/04-1354 институт передан на федеральный уровень. По распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 20 декабря 2006 г. №4542-р, распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Саха (Якутия) от 22 января 2007 г. №01-03/33 и распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2007 г. №227-р институт принят в федеральную собственность. На основании приказа Федерального агентства по образованию от 5 июня 2007 г. №982 институт принят в ведение Федерального агентства по образованию и переименован в ФГНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)».

С 2007 года директором института была к.п.н. Семенова Светлана Степановна (период 2007-2020 гг. – институт в ведении РФ).

В связи с упразднением Федерального агентства по образованию Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. №271 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. №526-р ФГНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» отнесено в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 мая 2011 г. №1918 учреждение переименовано в ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)».

В связи с преобразованием на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. №215 Министерства образования и науки Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации по распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. №1293-р институт принят в ведение Министерства просвещения Российской Федерации.

Приоритетными направлениями деятельности стали исследования традиционных знаний коренных народов, направленных на формирование социокультурных компетенций у детей дошкольного и школьного возраста; исследования социокультурных проблем управления развитием образовательной системы в циркумполярной зоне, системы обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера; проектирование оптимальных моделей и вариативных технологий обучения и т.д.

По вышеназванным направлениям работали следующие подразделения: лаборатория этнопедагогики, лаборатория коренных народов Севера, лаборатория поликультурного образования и лаборатория якутской школы.

По государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации на 2015-2018 годы сотрудниками выполнены научно-исследовательские работы по следующим темам:

-         НИР «Проектирование технологии билингвального обучения, реализуемой в общеобразовательных организациях в условиях функционирования двух государственных языков (государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик)»;

-         НИР «Проектирование компонентов содержания основной образовательной программы начального и основного общего образования в части, направленной на комплексное формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей у детей коренных народов Севера».

-         НИР «Разработка и апробация учебников 1-4 классов по обучению родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (эвенский и эвенкийский языки)».

В 2019 году по государственному заданию Минпросвещения России выполнены работы:

1.    Исследование содержания, форм и методов обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2.    Научно-методическое обеспечение билингвального дошкольного, начального и основного общего образования в республиках Российской Федерации.

3.    Организационно-методическое сопровождение мероприятий, направленных на развитие родных языков народов Российской Федерации.

На основе результатов НИР разработаны и внедрены в образовательный процесс: УМК, отдельные учебники, учебные пособия, рабочие программы, рабочие тетради для общеобразовательных организаций, в т.ч. по якутскому языку, предметам «Родная литература», «Родной (эвенский) язык», «Родной (эвенкийский) язык», «Культура коренных народов Севера», «Культура народов Республики Саха (Якутия)», «Төрүт дьарык» (Традиционные занятия), УМК «Умение жить на Севере», модульный курс «Окружающий мир», методические пособия по билингвальному образованию, учебные пособия для дошкольников, родителей и воспитателей дошкольных учреждений и др.

Учебные издания, разработанные сотрудниками института, удостоились наград международных и всероссийских книжных выставок (Великобритания, 2017 г.; Туркменистан, 2018 г.; г.Москва, г.Владивосток, 2017 г.). Учебные пособия «Төрүт дьарык» (Традиционное хозяйство) для 1-4 классов (автор Федоров Г.М.) включен в каталог Российской академии естествознания и награжден Золотой медалью 46 Лондонской книжной выставки (Англия, 14-16 марта 2017 г.).

Также были реализованы инновационные проекты: «Педагогика олонхо», «Педагогика Севера», «Два языка – два крыла», «Федеральный государственный образовательный стандарт в дошкольных организациях», «Федеральный государственный образовательный стандарт в якутской школе», «Федеральный государственный образовательный стандарт в школах коренных малочисленных народов Севера», «Детское североведение», «Детский образовательный портал», «Культура народов Республики Саха (Якутия)», «Агрошколы», «Создание цифровых образовательных ресурсов», «Научно-методические журналы» и др.

В 2012 году молодые научные сотрудники института приняли участие в Дальневосточном образовательном молодежном форуме «СахаСелигер - 2012» с проектом «Детский образовательный портал «E-NETSCHOOL». Проект был высоко оценен и удостоен нескольких грантов и дипломов от ОАО «Республиканская инвестиционная компания», Всероссийского фонда «Национальные перспективы», Министерства по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия), Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке.

В 2013 году были оптимизированы 6 научно-методических журналов, учрежденных институтом еще в 2006 году в целях внедрения результатов НИР и установления взаимодействия с педагогическим сообществом и образовательными учреждениями Республики Саха (Якутия): «Чемчуук саас» (Дошкольный возраст), «Бастакы уктэл» (Первая ступенька), «Иитии кыhата» (Воспитание), «Тереебут тыл уонна литература» (Родной язык и литература), «Русский язык и литература в якутской школе», «Таткачирук» (Образование) и распространяются   через подписку на периодические издания «Почта России».

Вместо них с 2014 года стали выпускаться ежеквартально и распространяться по подписке через «Почту России» новые учрежденные научно-методические периодические издания: «Сайдам саас» (вместо журналов «Чөмчүүк саас» (Дошкольный возраст), «Бастакы үктэл» (Первая ступенька) и «Сайдыы кыһата» (вместо журналов «Төрөөбүт тыл уонна литература» (Родной язык и литература), «Иитии кыһата» (Школа воспитания). В 2015 году из-за финансовых проблем издание научно-методических журналов было временно приостановлено.

Совместно с Московским институтом открытого образования и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на базе Московского музея образования в 2005 году была создана постоянно действующая экспозиция по популяризации культуры кочевых народов среди учащихся, педагогов и гостей г. Москвы «Кочевые школы Российской Федерации: от традиций к инновациям».    

Реализован проект «Многоликая Россия в топонимике Москвы и Якутска: северо-восток Москвы – северо-восток России» ГОУ № 264 СВАО г. Москвы и ГОУ «Якутский городской лицей».

В рамках реализации проекта ЮНЕСКО «Кочевая школа» открыт Центр развития кочевых образовательных учреждений. В 2009 году институт стал членом Международной региональной организации – Университет Арктики, созданной в 2006 году по инициативе Арктического Совета.

В целях реализации проекта по социализации детей, ведущих вместе с родителями кочевой образ жизни, реализована поликультурная образовательная программа «Северное сияние» совместно с Международным детским фондом «Дети Саха Азия», Международным детским лагерем «Дружба» Центрального окружного управления Департамента образования г. Москвы.

В рамках проекта Всемирного банка по оценке качества дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) реализован проект Института «Алгыстаах алаьа» в МДОУ-ЦРР №82 «Мичээр» г. Якутска по созданию предметно-развивающей среды с учетом этнокультурных особенностей.

Институтом совместно с Министерством образования Республики Саха (Якутия) реализован проект Бюро ЮНЕСКО в г. Москве по развитию кочевых образовательных организаций.

Совместно с Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2017 году издана коллективная монография «Этнопедагогика любви и национального спасения».

В целях внедрения результатов НИР организованы и проведены общественно-значимые мероприятия различного уровня:

Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика Севера: партнёрство во имя ребенка» (совместно с Правительством ЯНАО, г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа, 2013 г.);

Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика Севера: интеграция в единое образовательное пространство» в рамках IХ Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера» (г. Москва, 2014 г.);

I Всероссийский съезд учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, на базе РГПУ им. А.И. Герцена, 20-21 ноября 2017 г.);

Всероссийский конкурс ораторского мастерства «Мой русский язык» для школьников при финансовой поддержке Минобрнауки России (по ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 гг., ноябрь-декабрь 2017 г., финальный этап в г. Москве на базе Московского дома национальностей);

Всероссийский круглый стол в рамках деловой программы XIII Международной выставки-ярмарки «СОКРОВИЩА СЕВЕРА. Мастера и художники России 2018» в целях обсуждения резолюции I Всероссийского съезда учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и подготовки  к проведению в 2019 году Международного года языков коренных народов (г. Москва, 2 мая 2018 г.);

Всероссийская научно-практическая конференция «Языки и культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: стратегия сохранения и развития» (г. Москва, май 2019 г.);

Всероссийская научно-практическая конференция «Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития» (12-13 декабря 2019 г., г. Москва, Общественная палата Российской Федерации).