Новости

19 октября 2022 года в Якутске прошел круглый стол «Дошкольное образование детей коренных малочисленных народов Севера: погружение в родной язык и культуру»

19.10.2022 00:00

19 октября 2022 года в Якутске прошел круглый стол  «Дошкольное образование детей коренных малочисленных народов Севера: погружение в родной язык и культуру»
Круглый стол

Организаторами круглого стола, посвященного 30-летию принятия Закона «О языках в Республике Саха (Якутия)», выступили отдел кочевого образования якутского филиала ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации», а также АОУ ДПО РС (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского – II».

Участие в обсуждении актуальной темы приняли руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций, активисты из числа представителей родовых общин и ассоциации коренных малочисленных народов Севера, работники образовательных учреждений, народные депутаты и заинтересованные представители органов государственной власти, некоммерческих организаций.

Заместитель Председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Антонина Григорьева от имени парламента Якутии приветствовала участников круглого стола. Она выразила уверенность, что мероприятия, которые проводятся в рамках юбилейной даты, станут стимулом для популяризации и поддержки родных языков, их глубокого изучения.

«Признавая, что язык – уникальная ценность и неотъемлемый символ нации, принятый Закон Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 года № 1170-XII „О языках в Республике Саха (Якутия)“ создал родным языкам прочную правовую базу, придал им высший статус; осуществил их государственную защиту, расширил их общественные и культурные функции. Согласно статье 6 этого закона эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский, чукотский языки признаются местными официальными языками в местах проживания этих народов и используются наравне с государственными языками.

Антонина Григорьева отметила, что самое большое внимание надо направить на детские сады. Если двуязычные воспитатели смогут заинтересовать ребенка, используя игры, сказки, мультфильмы и другие увлекательные занятия, и при должной работе с родителями обучать детей потом в школе будет легче.

«Родной язык – это не только инструмент общения. Это наследство предков с их мудростью, культурой, историей, традициями и судьбой. Именно язык хранит на протяжении веков ментальные, культурные коды, формирующие нацию, механизмы передачи от поколения к поколению традиций, нравственных и духовных ценностей. Важно соблюсти четкий баланс: с одной стороны, сохранить традиционные ценности, самобытность, а с другой – не допустить самоизоляцию от мировых процессов. Родной язык – это настоящее и будущее всех коренных малочисленных народов», – подчеркнула вице-спикер парламента Якутии.

Сегодня система дошкольного образования в 13 северных и арктических улусах Якутии представлена 82 дошкольными образовательными организациями с охватом 6270 детей. Из них 7 кочевых детских садов с охватом 29 воспитанников. Лучшими практиками по приобщению детей к родному языку и культуре признана деятельность следующих детских садов:

Ÿ «Харыялахская СОШ имени Х. А. Христофорова – детский сад «Кэрэчээнэ» с. Харыялах Оленекского района;

Ÿ МБДОУ «Детский сад «Олененок», с. Тополиное Томпонского улуса;

Ÿ МКДОУ «Детский сад «Энкэчэн» с. Березовка Среднеколымского улуса;

Ÿ МКДОУ «Детский сад № 11 «Нолтэнкэ» п. Себян-Кюель Кобяйского улуса;

Ÿ МДОУ «Детский сад «Осикат» с. Сасыр Момского улуса;

Ÿ МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Хонуу Момского улуса;

Ÿ Детский сад № 11 «Теремок» филиала АН ДОО «Алмазик» г. Мирный;

Ÿ МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сардана» с. Хатыстыр Алданского района;

Ÿ МКОУ «Тянская СОШ им. И. Н. Кульбертинова» (дошкольная группа) с. Тяня Олекминского района.

В заключение своего выступления заместитель председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) отметила ряд важных моментов, касающихся проблем в сфере организации языкового образования в Республике Саха (Якутия).

Затем выступила заведующая отделом кочевого образования ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» Наталья Ситникова с докладом «О практике создания развивающей речевой среды для детей коренных малочисленных народов».

Своим опытом и проблемами поделились школы с кочевыми группами. Ольга Аммосова, заместитель директора «Харыялахской СОШ имени Х. А. Христофорова – детского сада «Кэрэчээнэ», выступила с докладом «Из опыта изучения родного языка в кочевой группе», Мария Скрыбыкина, заведующая МБДОУ «Детский сад «Олененок», – с докладом «Языковое погружение в условиях детского сада».

Огромный интерес вызвали сообщения заведующей МКДОУ «Детский сад «Энкэчэн» Марины Толстовой и ее коллеги из МКДОУ «Детский сад № 11 «Нолтэнкэ» Инги Аргуновой по теме «Создание эвенской речевой среды».

Ведущий специалист-эксперт филиала ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» в г. Якутске Гавриил Федоров выступил с докладом «Современные вызовы дошкольного образования в условиях кочевья: погружение в родной язык и культуру». Он представил проект парциальной программы «Мы – северяне», разработанной в этом году, и обозначил планы по ее апробации в регионах Российской Федерации с населением, ведущим традиционный образ жизни.

Ведущий специалист-эксперт филиала ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» в г. Якутске Алена Иванова ознакомила участников с Методическими рекомендациями для семейного воспитания детей дошкольного возраста в условиях кочевого образа жизни, разработанными в отделе кочевого образования. Рекомендации предназначены для руководителей, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций, работающих с родителями, ведущими кочевой образ жизни. Кроме того, Алена Васильевна пригласила участников круглого стола пройти курсы повышения квалификации по программе «Организация образовательного процесса в условиях кочевья», которые пройдут с 8 по 28 ноября на платформе ФИРЯ.

Заведующая кафедрой дошкольного образования АОУ ДПО РС (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского – II» Надежда Лебедева представила работу сетевого сообщества педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой коренных народов Якутии, а также обозначила свое видение государственной программы по языковому образованию в дошкольных организациях.

Участники круглого стола поделились своими находками и эффективными методами работы по возрождению родных языков, работе с семьей, зачастую свободно не владеющей языком предков. Так, воспитатель МДОУ «Детский сад «Осикат» Мария Винокурова представила свой опыт в докладе «Знакомство с эвенским языком в образовательной деятельности и режимных моментах для детей, не владеющих родным языком». Затем коллектив МБДОУ д/с «Сказка» представил доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к эвенскому языку посредством развития мелкой моторики». Музыкальный руководитель детского сада № 11 «Теремок» филиала АН ДОО «Алмазик» Лилия Тимофеева выступила с темой «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре эвенкийского народа».

Августина Павлова, Мария Прокопьева из МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сардана» свое выступление посвятили теме «Эффективное использование авторских эвенкийских игр при обучении детей 4–7 лет, не владеющих родным языком».

Надежда Мологурова, главный специалист дошкольного образования Олекминского улуса, отметила перспективы приобщения детей дошкольного возраста к эвенкийскому языку посредством авторских пособий и представила «Веселую азбуку» на эвенкийском языке, подготовленную Любовью Сивцевой, учителем эвенкийского языка МКОУ «Тянская СОШ им. И. Н. Кульбертинова» (дошкольная группа).

По итогам выступлений состоялся обмен мнениями, в ходе которого педагог дополнительного образования МБДОУ «Детский сад «Родничок» Камчатского края, Быстринского района с. Анавгай Галина Кизявка поддержала работу своих коллег из Якутии и высказала уверенность в том, что язык предков не будет забыт, если есть энтузиасты, воспитатели и учителя со знанием языков коренных народов и методики обучения второму языку.

В заключение заведующая дошкольным отделением Якутского педагогического колледжа Анисия Скрябина отметила, что в декабре 2020 года 54 педагога эвенского, эвенкийского, юкагирского, чукотского и долганского языков прошли стажировку в колледже. Стажировка показала, что необходимо создавать и систематизировать дидактические материалы на языках КМНС (электронные кейсы, портфели) в помощь педагогам, реализующим образовательный процесс на языках коренных малочисленных народов Севера. Анисия Агитовна предложила создать координационный центр по подготовке методических и дидактических материалов для учебно-методического оснащения парциальных программ, организовать выездные КПК для воспитателей кочевых групп и выездного обучения по программам подготовки и переподготовки по специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста в местах компактного проживания КМНС».

Участники круглого стола высказали намерение продолжать работу по возрождению, сохранению и развитию родных языков, продвигать успешные разработки и поблагодарили отдел кочевого образования филиала ФИРЯ за работу в сфере педагогического и учебно-методического обеспечения дошкольного образования коренных малочисленных народов Севера.


Теги: Круглый стол

Возврат к списку