Новости

И.о. директора Федерального института родных языков народов Российской Федерации приняла участие в экспертном семинаре в рамках проекта «Проведение серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации»

24.02.2022 00:00

И.о. директора Федерального института родных языков народов Российской Федерации приняла участие в экспертном семинаре в рамках проекта «Проведение серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации»
Мероприятия

24 февраля 2022 года в рамках проекта «Проведение серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» состоялся экспертный семинар, целью которого стала экспертно-аналитическая и информационно-методическая поддержка процесса совершенствования учебно-методического обеспечения развития языков народов Российской Федерации и процесса преподавания указанных языков на территории федеральных округов Российской Федерации.

В ходе мероприятия выступила доктор филологических наук, профессор, и.о. директора Института родных языков народов Российской Федерации Лариса Ивановна Маршева, которая отметила, что сохранение языкового многообразия народов России и создание благоприятных условий для изучения родных языков и литератур являются приоритетными задачами Института.

В своем докладе Л.И. Маршева подчеркнула, что обеспечить необходимые условия для изучения родных языков возможно лишь при наличии необходимого учебно-методического обеспечения, соответствующей требованиям времени подготовки педагогических кадров, а также участии семьи в языковом образовании ребенка.

Было отмечено, что сама среда взросления ребенка должна соответствовать совершенствованию фонетических и грамматических навыков, а также регулярному пополнению словарного запаса. Существенные трудности на ранних этапах овладения родным языком возникают на лексическом уровне, поскольку все чаще в речи большинства носителей языков коренных народов отмечается вытеснение слов родного языка русскими заимствованиями.

Л.И. Маршева обратила внимание на то, что родители должны иметь возможность обратиться за помощью к словарям и художественной литературе на родном языке. Следовательно, необходимо, чтобы подобная литература имелась в библиотеках, а также в свободном доступе сети Интернет.

Вторым и не менее важным этапом в деле воспитания языковой личности Л.И. Маршева обозначила взаимодействие семьи с дошкольной образовательной организацией или школой. Значительное внимание здесь необходимо уделить психолого-педагогическому просвещению в работе с родителями, поскольку направления работы образовательных организаций, в свою очередь, во многом зависят от того отношения к родному языку, которое было привито ребенку в семье.

В докладе также было отмечено, что хорошей подготовкой к изучению предметной области «Родной язык и литературное чтение» в начальной школе послужит совместное домашнее чтение детской литературы на родном языке. Не менее значимы совместная трудовая деятельность родителей и ребенка, а также игровая деятельность, в ходе которых существенно обогащается словарный запас. Л.И. Маршева обратила внимание на то, что создание игровых приложений на родном языке является одним из актуальных направлений работы с молодежью и значительным шагом на пути популяризации родных языков. При этом живое диалогическое общение не должно целиком вытесняться общением с гаджетом.

В ходе выступления Л.И. Маршева подчеркнула, что на сегодняшний день важно не только популяризировать изучение родных языков среди молодежи, но и вести регулярную работу с родителями, носителями родных языков. При этом родителям, воспитывающим детей-билингвов в полиэтнической среде, должна быть оказана существенная консультативная поддержка. 

Теги: Мероприятия

Возврат к списку