Новости

И.о. директора Федерального института родных языков народов РФ приняла участие в межрегиональном научно-практическом симпозиуме «Родные языки народов России в системе образования и поликультурного воспитания: потенциал, пути интеграции, новые подходы»

21.02.2022 00:00

И.о. директора Федерального института родных языков народов РФ приняла участие в межрегиональном научно-практическом симпозиуме «Родные языки народов России в системе образования и поликультурного воспитания: потенциал, пути интеграции, новые подходы»
Мероприятия

21 февраля в Забайкальском крае состоялся межрегиональный научно-практический симпозиум «Родные языки народов России в системе образования и поликультурного воспитания: потенциал, пути интеграции, новые подходы». Целью мероприятия, проходившего в дистанционном формате, стало обсуждение актуальных вопросов развития и преподавания родных языков народов РФ, современных стратегий, технологий; определение потенциала лучших практик в изучении и сохранении родных языков, в том числе русского языка как родного; новые подходы в области преподавания родного языка, поликультурного воспитания детей и молодёжи; интеграции контактов ученых, преподавателей и практиков по вопросам повышения качества преподавания родных языков в контексте этнокультурного и поликультурного воспитания детей и молодежи.

В симпозиуме приняли участие специалисты, работающие в системе общего и профессионального образования, преподаватели высших учебных учреждений, учреждений дополнительного образования, методисты и авторы учебников по родным языкам и литературе, специалисты в сфере языковой политики, представители культуры, ученые, аспиранты и соискатели.

С приветственной речью в ходе открытия мероприятия выступила доктор филологических наук, профессор, и.о. директора Института родных языков народов Российской Федерации Лариса Ивановна Маршева, которая подчеркнула, что многообразие национального, религиозного и языкового состава населения, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета государством интересов всех этносов, высокая степень участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики определяют основные особенности современного этнокультурного развития народов Российской Федерации.

В своей речи Л.И. Маршева отметила, что обновленными ФГОС предусмотрены обязательные для изучения предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» на уровне начального общего образования и «Родной язык и родная литература» на уровне основного общего образования. В то же время в регионах осуществляется дифференцированный подход к преподаванию учебного предмета «Родной язык»: предмет может преподаваться как на родном языке, так и на государственном русском языке, родной язык может быть интегрирован в курс литературного чтения или родной литературы, а также может преподаваться в качестве факультатива. При этом каждый подход позволяет учесть особенности социолингвистической ситуации в том или ином субъекте Российской Федерации и формировать образовательные стратегии исходя из возможностей образовательной системы.

Л.И. Маршева обратила внимание на то, что, несмотря на наличие традиций преподавания родного языка как предмета и использование его как средства обучения на различных уровнях образовательной системы (в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании), в обозначенной сфере существует ряд проблем, требующих выработки единых подходов к их решению.

Так, формирование устойчивых механизмов мотивации к изучению родных языков играет ключевую роль в сохранении культурно-языкового разнообразия нашей страны и требует усилий со стороны не только российских образовательных организаций, но и всего общества.

Л.И. Маршева подчеркнула, что единственно плодотворная педагогическая идея, плодотворная именно в многонациональной России, – идея единения, синтеза культур, диалога культур. Первое приближение к другой культуре, очевидно, должно состояться на уроке родного языка: родной язык и родная культура становятся при этом посредниками в восприятии картины мира другого народа, что даёт ребёнку свободу выражения эмоций, мыслей по поводу встречи с новым, формирует устойчивый интерес и к культуре своего народа, и к культуре другого народа.

В условиях диалога культур происходит развитие умений понимать эмоциональную природу произведений неродной культуры, формируется позитивное отношение к иному пониманию мира, что становится основой толерантного отношения к окружающим.   

В ходе выступления Л.И. Маршева также говорила о важности решения вопросов формирования гражданского общества в Российской Федерации, гармонизации межэтнических отношений, предупреждения межэтнических конфликтов. Для решения этих вопросов необходимо создание такой общественной модели, которая бы служила согласованию интересов всех народов России, подразумевала уважение их культурно-исторической самобытности и способствовала созданию условий для их добровольного сотрудничества на взаимовыгодной основе.

Теги: Мероприятия

Возврат к списку